В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Игра для ребенка — основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
В группу пришли малыши с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому мы поставили перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решили использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых наших наблюдений за играми мы выяснили, как дети проявляют себя в них. Наши наблюдения помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.
Мы перед собой поставили следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр мы осуществляем в двух направлениях:
- Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
- Непосредственное руководство играми детей.
Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мы широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия.
Большое место мы отводили показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей мы начинали играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за нашими действиями. Мы продолжали игру, а затем передавали куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаем внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.
Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводили дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовали в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой мы говорили: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем последовательно одеваем куклу. Дети наблюдали за нашими действиями. Чтобы закрепить навыки предлагали повторить мои действия. Вначале малышам требовалась наша помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обращали внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
В плане воспитательной работы уделяли большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игры детей с разными игрушками, намечали специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.
При руководстве игрой у нас возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Не проявляли интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с родителями выяснялось, что дома они играют с одной и той же игрушкой. Таких родителей мы просили принести данную игрушку в детский сад. Утром ласково здоровались с ребенком и его игрушкой и приглашали его в гости к нам. Так, в течение всего дня мы обращались к этой игрушке как к живому существу. В последующие дни дети приносили уже разные игрушки, и мы проигрывали с ними уже знакомые ей игровые действия: кормили, укладывали спать. Таким образом, у таких детей появился интерес к другим игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Дети стали общительные, весёлые и легче проходила адаптация.
Для развития игры необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Наша задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращали внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомили детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.
С младшей группы привлекали детей к изготовлению простейших поделок для игр.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. В группе оформили стенд «Играют дети» Провели и рекомендовали ряд консультаций: «Игрушка в жизни ребенка», «Малыши и его игрушки», «Какие игрушки нужны детям». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает нам в работе.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. В нашей группе имеются центры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе». А в планах «Ателье одежды», «Юные ученные» (закупаем швейные машины, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды; мини –лаборатории).
Сейчас мы работаем в средней группе. У наших пятилетних малышей наступает самый расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали нас в игру, даже уступая нам главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Наша роль — это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. Именно сюжетно-ролевая игра влияет в духовный мир ребенка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонек пытливости и любознательности.
|