Выполнил: воспитатель Сулейманова З. М Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
категория: высшая стаж: 28 лет
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам через народные игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщать и расширять знания детей о красоте и разнообразии игр народов, живущих в РБ
- знакомить детей с играми русского, татарского, башкирского народов
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и обогащать речь
- способствовать формированию поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности
- воспитывать у детей чувство патриотизма
- учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам
- воспитывать желание активно участвовать в играх.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Средства реализации: музыкальное сопровождение, платки, ИКТ, колокольчик, тюбетейка.
Предварительная работа:
- Чтение башкирских сказок «Голодный волк, лиса и джигит», «Медведь и пчелы», «Заяц и лев», «Азамат и зайчонок»; чтение русских сказок «Иван-царевич и Баба-яга», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная».
- Беседы о народе и их быте: башкир, татар и русского народа.
- Просмотр видеофильма «Праздник плуга-Сабантуй».
- Рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских, русских и татарских национальных костюмах; рассматривание альбома о Республике Башкортостан, г.Туймазы.
- экскурсия в краеведческий музей
Активизация словаря: юрта, народ, дружба, названия игр «Чурилка», «Медный пень».
Методы и приемы:
- Слушание башкирских, татарских и русских мелодий.
- Беседа.
- Вопросы к детям.
- Сюрпризный момент.
Ход ООД:
Воспитатель в башкирском национальном костюме встречает детей.
Орг. момент. Поздороваться с гостями.
Речевая игра – приветствие с движениями:
Как повезло тебе и мне: Мы родились в такой стране, Где люди все — одна семья Куда не глянь — везде друзья!
Воспитатель: Добрый день, туймазинцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в городе Туймазы.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в республике Башкортостане.
(Воспитатель предлагает повторить вместе)
Воспитатель:
В нашей республике много городов, сел и деревень, в которых живут люди разных национальностей. Кто может назвать народы, которые живут в нашей республике Башкортостан? (русские, татары, башкиры, марийцы, чуваши и др).
Посмотрите на мой наряд, я нарядилась в свой национальный костюм. Как вы думаете, какого народа этот национальный костюм? (татар).
Правильно! Вот я татарка по национальности, а вы кто? (дети перечисляют)
(Обращается по имени к каждому ребенку).
А чем отличаются народы разных национальностей? (они разговаривают на разных языках, соблюдают свои обычаи, играют в национальные игры, поют разные народные песни и танцуют разные народные танцы).
А что общего? (они живут дружно, играют в игры …)
У каждого народа есть свои национальные игры.
Предлагаю Вам отправится в путешествие по нашей республике.
На чем можно путешествовать? (на машине, на самолете и т.д.)
Ну а, мы отправимся в путешествие на ковре-самолете (достает из сундука ковер)
I остановка-русская
(слайды-русские праздники)
Ну а где праздник, там и игры, что у нас тут в сундуке…
Народная игра «Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
Воспитатель: А какие вы русские народные сказки знаете? Какой отрицательный персонаж часто встречается в русских сказках? (Баба-Яга)
Игра «Баба-Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, — Дети ходят С печки упала, ногу сломала. — по кругу. Пошла в огород, испугала народ. — Идут в центр. Побежала в баньку, — Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Убегаем нам самолет.
II остановка – татарская
(Слайды-татарские праздники))
Татарская игра «Платочек»
Дети встают в круг, руки сзади. Выбирают водящего по считалке. У водящего платок. Под музыку идет по кругу и незаметно кладет платок на руки у одного из игроков. Тот игрок кому положили, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на его место. Таким образом, дети меняются.
Татарская игра «Угадай, чей голосок»
Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
Ну-ка угадай: кто так сказал, твое имя кто назвал?
Ты не ошибись и назови! Кто он, кто он? Ты найди!
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
Татарская игра «Тюбетейка»
Тюбетейка- традиционный головной убор для мужчин. Её принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Тюбетейка». Давайте, мы поиграем в эту игру.
Правила игры. Дети становятся в круг. Под музыку передают друг другу.
В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается задание: скачки на лошадке, бег с ложкой, яйцом, танец.
III остановка – башкирская
(слайды-башкирские праздники)
Башкирская игра «Медный пень»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Ход игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
– Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
* Коль джигит ты удалой Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
Башкирская игра «Юрта»
В игре участвуют также две команды каждая из которой образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. (свисток) По сигналу две команды образовывают один круг взявшись за руки, все идут по кругу шагом и поют:
Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок.
С окончанием слов надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает команда, первой построившая юрту.
Возвращение с путешествия.
Воспитатель: Вот такие игры у разных народов. Скажите, похожи эти игры друг на друга? Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорные, любознательные, подвижные, добрые как вы.
Какая игра вам больше всего понравилась?
Вот как мы дружно играли, не ссорились, весело провели время.
В нашем детском саду воспитываются детки разных национальностей. Мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом.
Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли и нашим гостям? (ответы детей). Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.
Все вместе идем закрывать сундук, а там сюрприз – башкирское угощение чак-чак.
А теперь как дружно играли, также дружно пойдем пить чай.
|