Во что сейчас играют современные дети?
Работая с детьми, я много наблюдаю и включаюсь в игру детей. Игра не просто развлечение для детей, игра – неотъемлемая слагаемая настоящего детства. Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как буд-то», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Ребёнок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами знакомые предметы.
Скачать конспект
И если говорить об играх – то, это культурное явление: меняется общество – меняются игры. Из практического опыта могу сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьёзные перемены и, увы эти перемены не в лучшую сторону. Культура игры теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, всё реже включены в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Сегодня ролевые игры отличаются однообразием. Дети не всегда видят и понимают деятельность взрослых. Усложнилось производство, появилось много новых профессий. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии, не могут объяснить смысл их деятельности. Появились игры, заимствованные из мультфильмов, телевизионных передач. Отношения между персонажами в таких играх ограничиваются типичным набором простых действий или фраз.
Художественная литература способствует развитию содержания детских игр, формирует детское воображение и развивает ролевые действия. Художественная литература является одним из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр и на правильное развитие воображения.
В современном обществе уделяется серьёзное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы. Книги играют особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребёнку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, милосердие, чувство справедливости. Дети живо откликаются на новые впечатления, полученные от прочитанных произведений, вплетают их, как сюжетные линии, в свои игры.
Работая в данном направлении, я разработала перспективно – тематический план для развития сюжетно – ролевой игры через художественную литературу для детей 5 – 7 лет.
Подобрала для детей книги разные по жанру, по содержанию, о жизни, об играх, о труде детей и взрослых, о смелых поступках детей, о взаимоотношениях.
Подобрала варианты по художественно – творческой деятельности: конструирование, лепка, аппликация, рисование.
В качестве примера рассмотрим тему недели «Мои друзья» в старшей группе.
Знакомим с художественной литературой: Н. Носов «Фантазёры», «Затейники», «Живая шляпа». Рассматриваем фотографии детей (из альбомов группы), смотрим мультфильм «Большой друг», слушаем песни о дружбе ( «Барбарики»). Проводим цикл бесед о дружбе: «Друг или знакомый», «Кого называют другом», сочиняем рассказ «Письмо другу». Играем в разные игры: подвижные ( «Четвёртый лишний», «Кто спрятался»), словесные ( «Угадай по описанию», «Угадай кто позвал»), пальчиковые ( «Мы весёлые ребята»), дидактические ( «Ребята с нашего двора»). Занимаемся творческой деятельностью: делаем подарки для друзей из бросового материала, цветы из бумаги (оригами), рисуем ( «Мой друг»), лепим ( «Дети на прогулке»), занимаемся песочной анимацией ( «Подарок для друга»). И в конце недели все впечатления, представления, эмоции находят отражение в сюжетно – ролевой игре «Гости».
Используя художественную литературу на подготовительном этапе к сюжетно – ролевой игре мы обогащаем представления детей об окружающем мире, людях, формируем у них потребность в проживании данного опыта в игровой ситуации, формируем модель поведения в различных ситуациях.
Сюжетно — ролевая игра является важнейшим средством развития личности ребёнка дошкольного возраста, а художественная литература является источником для развития игровых действий.
Перспективно – тематическое планирование.
Старшая группа. Сентябрь.
Тема недели
|
Худ. литература
|
Игровая деят-ть (ср)
Социал., коммун.
|
Художеств. творч.
|
«Лето в рамке на стене»
|
Б. Заходер «Крапива», «Трава-везде-растунья»
А. Барто «Ирис»
А. Пчельникова «Игра в стадо»
|
«Художники»
- Обогащение знаний о творческих профессиях
- Развитие умения создавать игровую обстановку и распределять роли в игре.
|
Эскизы картин о лете
(рисование)
|
«Мои друзья»
|
Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «Фантазёры»
Л. Толстой «Два товарища»
Я. Аким «Неумейка»
А. Барто «Помощница», «Любочка», «Подари, подари…»
А. Куприн «Слон»
|
«Гости»
- Формирование умения творчески развивать сюжет игры
- Закрепление навыков культурного поведения.
|
Подарки (конструирование из бросового материала)
Цветы (оригами)
|
«Огород. Овощи»
|
Ю. Тувим «Овощи»
Н. Егоров «Огород», «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук», «Огурцы», «Капуста», «Помидор» ( из кн. «Огородный светофор»)
|
«Овощной магазин»
- Закрепление знаний о профессии продавца
- Развитие умения создавать игровую обстановку
|
Овощи (лепка)
Корзинки (конструирование из бросового материала)
|
«Сад. Фрукты».
|
В. Сутеев «Мушок яблок», «Яблоко»
Загадки «Что нам осень подарила»
Л. Толстой «Косточка»
Н. Аккуратова «Принцесса яблонь»
|
«Магазин фруктов»
- Формирование положительн. взаимоотношений между детьми
- Развитие умения использовать в игре предметы заместители.
|
Фрукты из солёного теста (лепка)
Кошельки (оригами)
|
|