- Ершова Елена Викторовна — воспитатель
- Скандакова Галина Витальевна — директор
- Гаранина Елена Анатольевна — старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми
Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческую игровую среду, которая подтолкнет ребенка к активным действиям? Ведь именно в игре все имеющиеся представления об окружающем мире закрепляются, и ребенок приобретает устойчивые навыки. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям и установлению многообразных связей с окружающим миром.
Современное поколение живет в ограниченном игровом пространстве, где их окружают компьютеры и разнообразные гаджеты. И когда такие дети попадают к сверстникам, они просто не умеют общаться друг с другом. Но, при всем при этом, такие дети могут иметь достаточно высокий уровень умственного развития, в отличие от других сверстников, так как у них уже есть навыки пользования компьютером, планшетом и другими интересными гаджетами. Возникает противоречие – имея высокий уровень умственного развития, дети мало общаются, разговорная речь детей бедна, малословна.
Как же быть педагогу? Необходимо помнить, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из требований выдвигает реализацию Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, одной из которых является игра.
Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий "... для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста", "... для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности " (пункт 3.2. 5 ФГОС ДО), что подразумевает "поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".
В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня.
Суточная потребность в игре у дошкольников – 5-6 часов; в детском саду – 3-4 часа.
Разовая или ситуативная потребность:
- младший дошкольный возраст – 40 мин.
- средний – 60 мин.
- старший – 1,5 часа
- подготовительная группа – 2 часа.
Как правило, в детском саду на игру, как самостоятельный вид деятельности детей не хватает времени. Воспитатели пытаются организовать игру по своему усмотрению, либо отстраняются от организации игры. У детей очень бедный игровой опыт (дети заорганизованы, мало посещают с родителями культурно-досуговые учреждения), для детей приготовлены готовые игрушки, мало игрушек-заменителей. Недостаточно яркой жизни (шоу, праздники), потеря коллективных взаимоотношений (перекос в сторону избирательности). В результате дети играют рядом, а не вместе. Отсюда – малый сюжет. По данным Е.О. Смирновой лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности.
Поэтому так важно обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня (на прогулке и во вторую половину дня – 15-20 минут ежедневно). Поддержать игру, а не управлять действиями детей, используя грамотные методики (комплексный метод). Создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра, как основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. обеспечивает условия для произвольности всех психических процессов:
- игра освобождает от диктата реальной ситуации (ребёнок может перейти от реальной ситуации в воображаемый мир – оказаться на морском дне, полететь в космос, отправиться путешествовать в дальние страны…)
- в игре развивается высокий уровень воображения (в игру включаются разноконтекстные роли: Буратино и воспитатель, принцесса и полицейский; дети действуют в воображаемой ситуации (как будто) с предметами-заместителями, воображаемыми предметами
- в игре развивается игровое общение (ребёнок не задумывается над общением, он говорит простым, осмысленным языком)
- в игре ребёнок моделирует отношения взрослых (врач – больной; администратор салона – посетитель…)
- моделируют, воссоздают окружающий мир (преобразуют обстановку – арена цирка, зоопарк, школа…)
- игра регулирует подчинение (либо не примут в игру), дети регулируют свои отношения с партнёром.
Игра помогает ребёнку увидеть себя со стороны (сегодня – главная роль, завтра – второстепенная).
Игра помогает детям понять и разрешить сложные взаимоотношения взрослых, их логику.
Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Сначала идёт развитие монологической речи (развивается умение рассказывать, рассуждать (о предметах, игрушках, о телепередаче…), пересказывать готовые тексты; потом развивается диалогическая речь (дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, совместно решать игровые задачи, договариваться, не конфликтовать).
Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, обозначить роль словом, сопровождать игровые действия словами, поддержать ролевой диалог. Их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами или только игровые действия) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Какой становится игра в старшем дошкольном возрасте?
Тематика игр существенно обогащается, дети отображают события, далеко выходящие за рамки бытовых ситуаций ( «Путешествие», «Космонавты», «Рекламное агентство», «Туристическое агентство», «Журналисты», «Сбербанк», и др.). В играх могут естественным образом переплетаться реальные, сказочные, фантастические события (Баба-Яга приходит в парикмахерскую, Айболит лечит зверей в зоопарке). Дети способны объединять, комбинировать, дополнять и в разных вариациях отображать имеющиеся представления в своих играх, что придает игровой деятельности неповторимый, творческий характер. Это становится возможным за счет обогащения знаний об окружающем мире (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, встречи с интересными людьми просмотр телепередач и т.д.).
Специфика содержания игр заключается в том, что дети проявляют интерес уже не столько к действиям взрослых, сколько к взаимодействию и общению людей в процессе деятельности (администратор беседует с посетителем салона, журналист берёт интервью у артиста). Отображение ролевых действий как бы отступает на второй план, дошкольников интересуют взаимоотношения, общение людей, т.е. ролевой диалог. Таким образом, в игре происходит освоение социального опыта, взаимосвязь игровых действий, и ролевого диалога.
Задача воспитателя — помочь детям в игре осознать, что люди вступают во взаимодействие и содержательно общаются между собой, и вызвать этот интерес в игре.
Для решения коммуникативных задач мы решили сформировать игровые умения в сюжетно-ролевой игре «Журналисты». Сюжетно-ролевой игре «Журналисты» предшествовали такие игры как «Зоопарк», «Цирк», «Театр», «Туристическое агентство». В этих играх дети моделируют отношения и трудовые действия творческих, интересных людей, и нам захотелось взять у таких людей интервью.
На первом этапе целенаправленно проводится работа по обогащению знаний детей о работе журналиста (фотокорреспондента, художника-дизайнера, редактора): где может работать (телевидение, редакция газеты, журнала, рекламное агентство), какими качествами должен обладать (быть умным, образованным, смелым, ответственным, серьезным, находчивым, много знающим, сильным, целеустремленным, любознательным, с хорошей памятью), какие предметы нужны для работы (микрофон, диктофон, видеокамера, фотоаппарат…) С этой целью в течении двух месяцев проводятся:
- беседы с рассматриванием иллюстраций ( «Кто такой журналист?», «Кто издает журналы, газеты?», «О чем можно узнать по заголовку?») проводятся ежедневно 1-2 раза в день утром и вечером, продолжительность – 5-10 минут
- встречи-беседы с интересными людьми- журналистами, фотографами, редакторами – 1 раз в неделю утром или вечером
- организация экскурсии (в местную городскую газету) 1 раз в месяц
- дидактические и словесные игры ( «Профессии», «Подбери, что тебе нужно для работы», «Кто что делает?», «Берем интервью», «Кому, что нужно?» «Узнай по описанию».) проводятся ежедневно 1-2 раза в течении дня продолжительность 3-5 минут.
- наблюдение по телевидению за работой журналистов – 1 раз в неделю утром или вечером
- рассматривание иллюстраций о работе журналистов и их обсуждение (ежедневно по 5-10 минут утром и вечером).
- чтение художественных произведений с последующей беседой: «Журналисту все известно обо всем на свете» О. Повещенко; А. Белокопытова «Весела и голосиста жизнь у юных журналистов», «Фотограф смотрит в объектив» (ежедневно 10-15 минут 1-2 раза — вечером и перед сном в течении месяца)
- просмотр презентаций о работе журналиста (1 раз в неделю 10-15 минут в вечернее время).
Поскольку старших дошкольников интересует взаимодействие людей, то при ознакомлении с профессией журналист им нужно не только показывать действия, выполняемые взрослыми в той или иной деятельности, но и обращать внимание на взаимоотношения людей, раскрывать содержание их общения. Этому способствуют:
- рассказы воспитателя о жанре «интервью», о работе журналиста с показом иллюстраций
- рассказы детей о работе журналиста-репортера (творческие задания на дом).
И на первом этапе формирования игровой деятельности перед педагогом встает задача научить детей играть рядом, парами, малыми группами. Где педагог замыкает детей в такие группы, в которых один ребенок имеет достаточный коммуникативный навык, а другой может передавать свои знания, т.е. каждый становится друг для друга «маленьким воспитателем». Организовать такие группы помогает предметно-пространственная среда, игрушки заменители, а также, разнообразные игры. Начинать такую работу стоит с дидактических игр на формирование реальных взаимоотношений, например, «Мост дружбы». Постепенно в данные дидактические игры включаются элементы творчества, фантазии, выдумки, а это такие игры, как: «Давайте представим, что…», «Путешествие к неведанным далям», «А что сказали бы вы?», «Помогаем друг другу», и т.д.
Каждая дидактическая игра – это школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению товарища и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры развивают творческие возможности ребенка.
На первом этапе формируется монологическая речь. Ребёнок – информатор выполняет творческие задания в домашних условиях (находит интересную информацию о дальних странах, об экзотических животных зоопарка, интересной телепередаче), привлекает своим рассказом, показом иллюстраций, проблемными вопросами других детей, вызывает потребность поиграть.
На данном этапе мы можем превратить интернет, компьютер в помощника, союзника, где дети черпают информацию, выполняя каждую неделю творческие задания: «Что узнал?», «Расскажи интересное», «Удиви».
Таким образом создаются игровые проекты о странах, о животных для зоопарка, о цирковых артистах, о театре, о профессиях и т.д.
Организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования (игровые ситуации: «Мы – журналисты», «Репортеры» (интервьюирование, «Телевидение. Я беру интервью», и др.) – 2 раза в неделю продолжительностью 10-15 минут — усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений, умозаключений. Развивается как монологическая речь, так и диалогическая.
На первом этапе педагог выступает в роли журналиста и задаёт вопросы детям на различные темы. Затем дети учатся сами брать интервью, состоящее из 2–3 вопросов (постепенно количество вопросов увеличивается: 4-5 вопросов, 7 вопросов), которые они задают друг другу, воспитателю, сотрудникам детского сада, родителям. (игровая ситуация «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Сто вопросов взрослому», «Дружеское интервью», в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди обращаются к сверстнику по имени. Например: «Ваня, можно узнать, с кем ты дружишь? А какое у тебя любимое блюдо?» и т. д.).
На втором этапе для обучения детей ролевому взаимодействию используется моделирование — эффективный прием развития диалогической речи (схема-подсказка (алгоритм) для ведения диалога). Схема-подсказка состоит из картинок — символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбираются возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок — корреспондент выстраивает свой диалог, имея перед собой зрительную опору.
Так дети учатся задавать вопросы, включаться во взаимодействие с другими людьми, это в дальнейшем приводит к объединению в совместных играх и содержательному общению ( «Вы не могли бы ответить на несколько вопросов?», «Разрешите, пожалуйста, взять у вас интервью?», «Разрешите задать вам несколько вопросов?»).
Развитию диалога способствует разговор воспитателя с детьми в повседневной жизни по любому поводу, в разное время. Воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей ( «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?», «Как вести себя во время интервью?» (Мимика и жесты.)
Игровые проблемные ситуации так же способствуют развитию диалога: «Надо подготовить репортаж, связанный с приходом весны в наш город!» (главную роль на себя берут дети: роль главного редактора, журналистов). Воспитатель берёт на себя второстепенную роль – прохожий на улице, дающий интервью.). Игровые проблемные ситуации планируются в утренний приём 1 раз в неделю продолжительностью 10-15 минут.
Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности, фантазии и действовать согласованно необходимо овладение новым способам построения игры – совместным сюжетостроением, необходимо стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием (Айболит и корреспондент, журналист и артисты цирка).
Игру-диалог можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей (редактор журнала – журналист, журналист – сказочный герой). Сначала воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе. Начав игру, взрослый сводит своё участие в ней к минимуму или устраняется совсем, дав первоначальный заряд работе детского воображения.
Далее придумывание «настоящих историй» можно осуществлять уже с численно большими группами (до 4 – 5 человек) Можно использовать творческие задания – «Мы в прямом эфире», «Берем интервью у сказочного персонажа», «Реклама для артистов цирка», командировки – «Репортаж об интересном событии», провести передачу «Полезные советы». Постепенно число играющих в подготовительной группе достигает 10-11 детей ( «Радио», «Рекламное агентство», «Детский развлекательный центр», проблемная ситуация «Баба-Яга заколдовала всех артистов цирка. Что делать?»), и др.»
Обогащение жизненного опыта приводит к расширению содержания игр. Но самое главное заключается в том, что благодаря при
На этапе развитой сюжетно-ролевой игры дети ставят друг другу игровые задачи (отправляемся в цирк, чтобы взять интервью у артистов), совместно их решают, договариваются, не конфликтуют. Только при наличии этой формы общения игра становится подлинно самостоятельной детской деятельностью.
Важно понимать, что приобретённые умения совместно развёртывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.
Правильно организованная журналистская деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, что, в свою очередь, способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности (п. 1.6. ФГОС ДО).
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
Список литературы:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет» — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ; 2008.
- Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., -- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Конченко С. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 334-337.
|