Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников

Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников

Мартыненкова И.В., воспитатель

На базе МБДОУ ДС №1 «Сказка» нами было проведено экспериментальное исследование с целью выяснения влияния и значимости сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников в рамках защиты ВКР по теме: «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры».

Работа нам показалась нам наиболее важной и актуальной потому, что во ФГОС ДО (2013 г.) одной из приоритетных образовательных областей определено социально-коммуникативное развитие дошкольника.

 

Скачать конспект

Основным содержанием социально-коммуникативного развития являются два направления: социализация личности ребенка дошкольного возраста и формирование ее коммуникативных навыков. Такое слияние направлений развития дошкольника является преднамеренным, так, как социальная среда оказывается решающим и значимым фактором в процессе формирования личности ребенка, которая обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что наши дети не умеют играть и соответственно испытывают при этом, по нашему мнению, определённые трудности такие, как: неумение взаимодействовать друг с другом из-за увлеченности телевидением, интерактивными играми, лего-конструированием и другими играми, которые предусматривают индивидуальную форму организации деятельности; отсутствие практического участия взрослых в развитии игровой деятельности детей.

Между тем, развитие коммуникативных умений и социальных навыков дошкольника является одним из важных векторов современной педагогики, направленным на достижение целей освоения социального характера и овладение детьми конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со взрослым и сверстником.

Достижению обозначенных целей и выполнению поставленных перед ребенком задач способствует игра. Игра ребенка самая свободная, самая естественная форма погружения в вымышленную (воображаемую) действительность с целью проникновения в мир фантазии, через познание собственного «Я», самоощущения, творческую активность, самореализацию. Игровая деятельность является тем самым связующим переходным мостиком между ощущением действительности и выдуманным миром – миром фантазии, от коммуникации во взаимодействии до социализации в целом.

Особую роль в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников играет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и обобщенности отображаемых событий. Игра для детей, по мнению Д.Б. Эльконина, есть не что иное, как социальная деятельность, появившаяся из условий жизни ребенка в определенной социальной среде. Игра, в отличие от других видов детской деятельности, наиболее значима для социального становления личности ребенка.

Мы предположили, что процесс социально-коммуникативного развития старших дошкольников будет эффективным, если в образовательной деятельности ДОО будет целенаправленно и систематически реализовываться комплекс сюжетно-ролевых игр социально-коммуникативной направленности.

В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс из десяти взаимосвязанных образовательных ситуаций, построенных на основе использования игровых сюжетов вокруг приоритетно-обобщающей сюжетно-ролевой игры «Семья и ее досуг», направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

В эксперименте принимали участие дошкольники в количестве 20 воспитанников двух старших групп.

Игры проводились один раз в неделю в экспериментальной группе.

При отборе игр мы руководствовались наиболее значимыми принципами организации игровой деятельности, включающих в себя:

  • учёт возрастных, в том числе индивидуальных особенностей детей;
  • учет уровней сформированности социально-коммуникативного развития старших дошкольников;
  • доступность игровых ситуаций, которая проявляется в ориентировке на ведущий вид деятельности старших дошкольников – игровую;
  • вариативность содержания проведения игры;
  • систематичность и последовательность игровых занятий;
  • сознательность и творческая активность детей в процессе игровой деятельности.

Цель которых заключалось в следующем: обогащению игрового опыта старших дошкольников, посредством введения дополнительных игровых ситуаций и сюжетов; подведению детей к созданию собственных игровых замыслов, развитию социальных навыков и коммуникативных умений соответственно возрасту.

Все представленные детские игры носили бытовой характер сюжета и отображали реальную близкую к пониманию детей и исполнению действительность. Принимая участие в играх, дети осваивали систему взаимоотношений в семье, учились выполнять свои домашние обязанности и обязанности старших, овладели навыками самообслуживания, учились общаться и договариваться, исполняя при этом принятые на себя социальные роли.

В ходе работы использован прием сюжетосложения. Данный способ построения игры применялся посредством обогащения ключевой сюжетно-ролевой игры «Семья». Стержневым аспектом выступает непосредственно не сама как единое целое, неделимое, сюжетно-ролевая игра, а ее разнообразие ее содержание за счет расширения игровых ситуаций, обогащения сюжета, посредством ролевого многообразия.

Наблюдения в ходе исследовательской работы позволили отметить, что на начальном этапе дети ЭГ испытывали значительные затруднения в общении и взаимодействии как со сверстником, так и со взрослым и находились на низком уровне социально-коммуникативного развития. Тогда как дети контрольной группы имели незначительные трудности в общении и взаимодействии с окружающим, вполне преодолимые самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя и находились соответственно на среднем уровне.

Динамика социально-коммуникативного развития между замерами до реализации заявленной работы, и после выразилась в следующем: развитие коммуникативного умения во взаимодействии со окружающими как со сверстниками, так и взрослыми людьми и в повышении уровня социально-коммуникативного развития с тенденцией его усреднения в ЭГ и незначительными трансформациями с тенденциями к стагнации в КГ – дети оставались по-прежнему на среднем уровне социально-коммуникативного уровня развития старшего дошкольника.

Таким образом, сопоставление результатов эксперимента позволило сделать вывод о целесообразности реализации образовательной деятельности в ДОО с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

  • Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".
Просмотров: 605
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Фадеева Ольга Юрьевна. Научно исследовательская статья на тему «Подвижная игра как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Синельникова Ольга Сергеевна. Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Шарипова Зимфира Фаритовна. ПРОЕКТ Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные» для подготовительных групп
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Апаринова Елена Фёдоровна. Методическая разработка Тема: «Социально – коммуникативное развитие дошкольников через театрализованные игры»
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Натейкина Марина Александровна Потапова Светлана Александровна. Статья на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»
  • Романченко Татьяна Николаевна. «Влияние сюжетно – ролевых игр на формирование социально – личностных качеств дошкольников»
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»
  • Агафонова Ирина Александровна. Сюжетно-ролевая игра, как форма развития дошкольника.
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Григорьева Ольга Сергеевна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами проектной деятельности
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Щадилова Людмила Талгатовна. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
  • Тазетдинова Ирина Яткаровна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в области художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития на тему: «ОБЖ изучай, во дворе без опаски гуляй»
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Яковлева С. А. Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия у старших дошкольников
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь