Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников

Юшкова Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/с № 75

Большая ошибка — казаться себе значительнее, чем ты есть на самом деле, и ценить себя меньше, чем стоишь.

Иоганн В. Гёте

Само слово «самооценка» говорит о том, почему это понятие столь важно. Этимология слова такова: оно происходит от латинского aestimare, что значит «возлагать ценность». То есть, в буквальном смысле — это ценность, которую мы видим в себе. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это не просто уверенность в себе, это нечто большее. Она связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению.

 

Изучением самооценки в дошкольном возрасте занимались Б.Г. Ананьев, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Э. Эриксон и многие другие известные педагоги и психологи. В своих исследованиях они описывают сущность и особенности самооценки, динамику ее формирования, а также значение окружения ребёнка в формировании исследуемого феномена.

Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе на современном этапе является одной из доминирующих идей образования. Дошкольный возраст — сензитивный период для формирования самооценки личности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации Программы должно быть «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях».

Однако следует отметить, что ребёнку-дошкольнику пока ещё весьма сложно самому адекватно оценить свои возможности. Поэтому огромное влияние на формирование его самооценки имеет социум. Самооценка не дана нам от рождения. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностных взаимодействий. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что само-оценка оказывает огромное влияние на поведение дошкольника, на его коммуникативность и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах деятельности. Как уже было отмечено, детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник уже сам начинает искать оценку своих действий. В формировании самооценки ребёнка огромное значение играет оценка воспитателя, его родных и близких людей, а также сверстников.

Известно, что самооценка может быть адекватной (реальной, объектив-ной) и неадекватной (заниженной и завышенной). Каждая из самооценок спе-цифически проявляется в жизнедеятельности человека.

При адекватной самооценке представление людей о себе соответствует действительности, мнение человека о себе совпадает с мнением о нём окру-жающих. Активность, бодрость, находчивость, общительность — обычно такие качества личности наблюдаются у детей с адекватной самооценкой. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет. Они не могут дать себе какую-либо характеристику. Для них основным является мнение окружающих.

Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя, видят в себе только отрицательные черты, они не уверены в себе, мнительны, обидчивы, ранимы, замкнуты. Это в значительной степени затрудняет общение, мешает устанавливать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие качества, часто переоценивая себя. Для таких детей характерны самоуверенность, высокомерие, бестактность, что отрицательно воспринимается сверстниками и тоже приводит к трудностям во взаимодействии с окружающими.

Поэтому чрезвычайно важно приложить все усилия для формирования адекватной самооценки у дошкольников. Дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормы в формировании самооценки, очень часто страдают от непонимания, участвуют в конфликтах. Адекватная самооценка ребёнка может обеспечить эффективное взаимодействие со сверстниками, окружающими взрослыми людьми.

Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Но определяющее значение в развитии личности имеет не сама игра, а ее содержание, которое вводится в игру через ее роль. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию адекватной самооценки у детей.

При смене ролей дети имеют возможность сравнивать себя с другими, видеть себя глазами других детей. Воспитатель, наблюдая за ребенком во время сюжетно-ролевой игры, может сделать выводы о его самооценке по некоторым действиям: каким образом ребенок вступает в игру, какие роли предпочитает, в какой степени он активен, придерживается ли правил игры и т.д. Сюжетно-ролевая игра помогает формировать у старших дошкольников самооценку, да и вообще нравственные представления в целом, потому что дети в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения, жизненные ситуации, в процессе моделирования которых приобретают своеобразный «жизненный» опыт. Игра и роль в этой игре могут научить ребёнка гордиться собой, формируют в его поведении такие качества, как целеустремленность, самоуважение.

Из всех видов сюжетно-ролевых игр можно выделить те, которые направленны на формирование адекватной самооценки ребёнка:

  • Игры на общественные темы. Это социально-значимый для детей вид игры: например, игра роль доктора, спасающего жизни людей, ребенок примеряет на себя ситуацию успеха (для детей с заниженной самооценкой). В случае завышенной самооценки те же самые роли учат старшего дошкольника доброте и заботе о ближнем.
  • Игры на героико-патриотические темы позволяют каждому ребёнку стать героем, рискующим во имя Родины.
  • Игры на бытовые сюжеты: «Дом», «Семья», «День рожде-ния», «В гостях» и т.д.

Необходимо привлекать детей к созданию новых игр. Например, вместе придумать сценарий фильма, дать ему название, распределить роли. Детям с неадекватной низкой самооценкой следует предложить роль лидера – может роль главного героя, может режиссёра. Важно, чтобы ребенок был способен справиться с заданием, не стоит ставить перед ним невыполнимых задач. Обязательно нужно обращать внимание на то, чтобы дети с завышенной самооценкой учились взаимодействовать с партнёрами по игре и дружелюбно относились к ним. А дети с заниженной самооценкой ощутили свою нужность, важность и значимость.

Таким образом, проведение сюжетно-ролевых игр несомненно оказывает положительное влияние на формирование адекватной самооценки у старших дошкольников. При этом важным фактором является, конечно же, профессионализм педагога, который сопровождает игру.

Просмотров: 552
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Васильева Галина Валерьевна. Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. «Я в лучах солнца»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Романченко Татьяна Николаевна. «Влияние сюжетно – ролевых игр на формирование социально – личностных качеств дошкольников»
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Божко Татьяна Петровна. Методическая разработка 'Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре'
  • Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Ирина Мусафирова. Презентация 'Я здоровым быть смогу – сам себе я помогу!'
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Редактор. Сама себе тонкопряха
  • Камашева Нафиса Имамовна. Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»
  • Редактор. Подарок самой себе
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Теницкая Наталья Владимировна. «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Минибаева Эльмаз Айсеровна. Сценарий осеннего утренника для детей средней группы «ОСЕНЬ НАС К СЕБЕ ПРИГЛАСИЛА»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Будьте мамой самой себе
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.
  • Ершова Елена Викторовна,Скандакова Галина Витальевна, Гаранина Елена Анатольевна. Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь