Юшкова Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/с № 75
Большая ошибка — казаться себе значительнее, чем ты есть на самом деле, и ценить себя меньше, чем стоишь.
Иоганн В. Гёте
Само слово «самооценка» говорит о том, почему это понятие столь важно. Этимология слова такова: оно происходит от латинского aestimare, что значит «возлагать ценность». То есть, в буквальном смысле — это ценность, которую мы видим в себе. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это не просто уверенность в себе, это нечто большее. Она связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению.
Изучением самооценки в дошкольном возрасте занимались Б.Г. Ананьев, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Э. Эриксон и многие другие известные педагоги и психологи. В своих исследованиях они описывают сущность и особенности самооценки, динамику ее формирования, а также значение окружения ребёнка в формировании исследуемого феномена.
Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе на современном этапе является одной из доминирующих идей образования. Дошкольный возраст — сензитивный период для формирования самооценки личности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации Программы должно быть «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях».
Однако следует отметить, что ребёнку-дошкольнику пока ещё весьма сложно самому адекватно оценить свои возможности. Поэтому огромное влияние на формирование его самооценки имеет социум. Самооценка не дана нам от рождения. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностных взаимодействий. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.
В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что само-оценка оказывает огромное влияние на поведение дошкольника, на его коммуникативность и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах деятельности. Как уже было отмечено, детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник уже сам начинает искать оценку своих действий. В формировании самооценки ребёнка огромное значение играет оценка воспитателя, его родных и близких людей, а также сверстников.
Известно, что самооценка может быть адекватной (реальной, объектив-ной) и неадекватной (заниженной и завышенной). Каждая из самооценок спе-цифически проявляется в жизнедеятельности человека.
При адекватной самооценке представление людей о себе соответствует действительности, мнение человека о себе совпадает с мнением о нём окру-жающих. Активность, бодрость, находчивость, общительность — обычно такие качества личности наблюдаются у детей с адекватной самооценкой. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет. Они не могут дать себе какую-либо характеристику. Для них основным является мнение окружающих.
Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя, видят в себе только отрицательные черты, они не уверены в себе, мнительны, обидчивы, ранимы, замкнуты. Это в значительной степени затрудняет общение, мешает устанавливать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие качества, часто переоценивая себя. Для таких детей характерны самоуверенность, высокомерие, бестактность, что отрицательно воспринимается сверстниками и тоже приводит к трудностям во взаимодействии с окружающими.
Поэтому чрезвычайно важно приложить все усилия для формирования адекватной самооценки у дошкольников. Дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормы в формировании самооценки, очень часто страдают от непонимания, участвуют в конфликтах. Адекватная самооценка ребёнка может обеспечить эффективное взаимодействие со сверстниками, окружающими взрослыми людьми.
Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Но определяющее значение в развитии личности имеет не сама игра, а ее содержание, которое вводится в игру через ее роль. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию адекватной самооценки у детей.
При смене ролей дети имеют возможность сравнивать себя с другими, видеть себя глазами других детей. Воспитатель, наблюдая за ребенком во время сюжетно-ролевой игры, может сделать выводы о его самооценке по некоторым действиям: каким образом ребенок вступает в игру, какие роли предпочитает, в какой степени он активен, придерживается ли правил игры и т.д. Сюжетно-ролевая игра помогает формировать у старших дошкольников самооценку, да и вообще нравственные представления в целом, потому что дети в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения, жизненные ситуации, в процессе моделирования которых приобретают своеобразный «жизненный» опыт. Игра и роль в этой игре могут научить ребёнка гордиться собой, формируют в его поведении такие качества, как целеустремленность, самоуважение.
Из всех видов сюжетно-ролевых игр можно выделить те, которые направленны на формирование адекватной самооценки ребёнка:
- Игры на общественные темы. Это социально-значимый для детей вид игры: например, игра роль доктора, спасающего жизни людей, ребенок примеряет на себя ситуацию успеха (для детей с заниженной самооценкой). В случае завышенной самооценки те же самые роли учат старшего дошкольника доброте и заботе о ближнем.
- Игры на героико-патриотические темы позволяют каждому ребёнку стать героем, рискующим во имя Родины.
- Игры на бытовые сюжеты: «Дом», «Семья», «День рожде-ния», «В гостях» и т.д.
Необходимо привлекать детей к созданию новых игр. Например, вместе придумать сценарий фильма, дать ему название, распределить роли. Детям с неадекватной низкой самооценкой следует предложить роль лидера – может роль главного героя, может режиссёра. Важно, чтобы ребенок был способен справиться с заданием, не стоит ставить перед ним невыполнимых задач. Обязательно нужно обращать внимание на то, чтобы дети с завышенной самооценкой учились взаимодействовать с партнёрами по игре и дружелюбно относились к ним. А дети с заниженной самооценкой ощутили свою нужность, важность и значимость.
Таким образом, проведение сюжетно-ролевых игр несомненно оказывает положительное влияние на формирование адекватной самооценки у старших дошкольников. При этом важным фактором является, конечно же, профессионализм педагога, который сопровождает игру.
|