Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»

Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»

Материал подготовила педагог-психолог Остович Ольга Юрьевна. ГБОУг. Москвы «Школа №1798 «Феникс»

Цель занятия: повышение сплоченности коллектива; снятие тревожности и агрессивности; приобретение навыков позитивного мышления; нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытия.

Ожидания участников.

Предполагается, что в ходе занятий у педагогов появится возможность: неформально общаться с коллегами по вопросам связанным и не связанным с образовательным процессом, что позволит им лучше узнать друг друга; обмениваться опытом по разным вопросам; что поможет приобрести навыки взаимной поддержки в трудных ситуациях; развивать способность прислушиваться к мнению другого человека, общаться избегая директивности; учиться здоровой самокритике; прислушиваться к себе, обретать внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы; овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).

 

1. Вводная беседа.

Мы начинаем наше психологическое занятие. Любое занятие имеет правила.

Обращаться друг к другу по имени.

Принимать себя и других такими, какие они есть.

Быть искренним.

Избегать оценок друг друга.

Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

Активное участие в происходящем.

Уважение говорящего.

Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Общение по принципу «здесь и сейчас».

Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму» Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

В течение занятия нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства. Ведущий предлагает участникам изготовить персональный бейдж и каждому написать то имя. Которым он хочет, чтобы его называли.

Любой из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждете от этого занятия (каждый участник записывает свои ожидания в бланк 1. Ваши ожидания могут измениться в течение занятия возможно вы получите то, что не ожидали, многое будет зависеть от вашей активности в конце.

Упражнение «Знакомство».

(Ведущий начинает выполнять упражнение первым). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А.И. Тащевой, 2000)

Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.

Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных) больше, чем до него?
  4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
  5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
  8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
  9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
  10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

2. Практическая часть.

Упражнение 1. «Ловец блага»

Инструкция. Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

  1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
  2. Вы опоздали на автобус.
  3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

Игра «Я знаю, что я…»

Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают

  1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
  2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
  3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
  4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
  5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
  6. Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
  7. Я знаю, что я сладкая, певучая, вдохновенная, кипучая.
  8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
  9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
  10. Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
  11. Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
  12. Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
  13. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
  14. Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
  15. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
  16. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
  17. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
  18. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
  19. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

Упражнение «Аукцион качеств» (колокольчик)

Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: листочки розовой и голубой бумаги. Участникам предлагается подумать о том, какие качества им мешают, а какие наоборот помогают. На листочках необходимо написать те качества, которых, по мнению участника у него в избытке и которыми он хотел бы поделиться с другими. Давай сравним каких листочков больше тех, где записаны ваши качества, которыми вы могли бы поделиться или листочков с качествами, которых вам не хватает. А теперь мы организуем аукцион лотами будут ваши избыточные качества, каждый из вас оставляет листочки на своем стуле, а затем вы перемещайтесь по кругу по часовой стрелке и читая качества забираете эти листочки если они вам нужны, если такое качество находится желающий может поделиться им, отдать листочек но избыточное качество. Если такого качества нет то все смотрят если у них что-то похожее чем можно заменить и предлагают варианты замены.

Упражнение «Чемодан возможностей»

Цель: приобретение навыков позитивного мышления, осознание возможностей положительных изменений в жизни, визуализация желаний.

Представьте, что вы не только получили листочки с написанным на нем качеством, но и приобрели само качество, помолчите минуту, почувствуйте какого это обладать таким долгожданным качеством, как вы изменитесь внешне, как изменится ваше поведение, отношение к людям, интересы, взгляды на жизнь, может в вашей жизни произойдут важные перемены благодаря этому качеству? Как на вас станут реагировать другие люди. Каждый из вас получит волшебный чемодан возможностей, вы можете сложить в свой чемодан все необходимое: карточки с качествами и др. вещи которые вам могут пригодится в жизни, а если чего нет можно дорисовать.

А теперь каждый расскажет по желанию, что он положил в свой чемодан, и как эти предметы пригодятся в жизни. Посмотрите, какие разные у вас получились чемоданы, вы можете взять их с собой и открывать их, когда вдруг забудете, какую замечательную жизнь вы себе сегодня загадали.

3. Обсуждение. Вопросы для беседы.

  1. Что вам было труднее всего?
  2. Что не понравилось?
  3. Что вызвало сопротивление? Как вы думаете почему?
  4. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали о себе?
  5. Какой полезный опыт получили на этом занятии и оправдались ли ваши ожидания?

Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

  • смех, улыбка, юмор
  • размышления о хорошем, приятном
  • различные движения типа потягивания
  • наблюдения за пейзажем за окном
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий
  • «купание» в солнечных лучах
  • вдыхание свежего воздуха
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Ведущий предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки

Обмен мнениями между участниками тренинга.

Просмотров: 788
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Наталья Криворучко. Игра по профориентации «Что я знаю о профессиях» для воспитанников начальной школы.
  • Родина Екатерина Валерьевна. Проект по литературному чтению Тема: «Что интересного я знаю о жизни Александра Сергеевича Пушкина».
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь