Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»

Цель занятия:

  • сформировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека
  • показать, какую роль зрение, слух, осязание, обоняние и вкус играют в восприятии предметов и явлений, подчеркнуть разницу органов человека и животных
  • развивать интеллектуальность детей, активизировать их познавательную деятельность
  • способствовать нравственному развитию, адекватному восприятию людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов, больных).

Воспитатель спрашивает детей, кого можно назвать людьми? (Взрослых, детей, мальчиков, девочек, мужчин, женщин). — Правильно, а все ли люди одинаковые? Нет, тела людей устроены по одному принципу, но при этом все они различаются между собой. Нет двух абсолютно одинаковых людей (разный рост, облик, цвет кожи, форма глаз, ушей, носа). А чем покрыто наше тело? (ответы детей). — Правильно, кожей. Она защищает органы внутри нас. Если посмотреть на кожу в увеличительное стекло, то увидим, что она не гладкая: на ней бугорки и маленькие дырочки; из дырочек растут волосы. Кожей мы ощущаем холод, тепло, изменение температуры. Каждый человек обладает своим и неповторимым рисунком отпечатков пальцев.

 

Игра «Сделай отпечатки пальцев». (Дети аккуратно наносят тонкий слой губной помады на подушечки своих пальцев, прижимают к листу бумаги и получают отпечатки. Сравниваем их с помощью увеличительного стекла, как сильно они отличаются друг от друга).

Вот видите, кожей мы можем почувствовать, т. е. осязать. Значит, кожа-орган осязания. Воспитатель загадывает загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Это – глаза.

Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас на лице есть пара глаз?

Да, зрение — один из органов чувств. Благодаря нашим глазам, мы видим. В наши глаза попадает свет, сведения об этом поступают в мозг, который сообщает нам, что мы видим. У кого кроме людей есть еще глаза? (У рыб, животных, птиц). А у всех ли одинаковые глаза? Нет, а почему? Э то связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой живут их обитатели: рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи, лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, лягушка сама начинает двигаться. У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси. Они видят только в темноте. А куры, голуби, ящерицы видят только при свете. Муравьи даже днем видят звезды. А вот у пчелы пять глаз: 2 больших и 3 маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Они не опыляют красные цветы, т.к. красный цвет они воспринимают, как люди воспринимают черный цвет. Есть люди, не различающие цвет, они страдают болезнью, которая называется дальтонизм, а люди — дальтоники.

Кто-то из вас станет летчиком, врачом, пилотом, но кроме знанья и уменья-

Всем необходимо зрение.

Чтобы книгу прочитать, нужно зреньем обладать.

Значит, каждому из нас нужна пара зорких глаз.

А как называют человека, лишенного зрения? Слепой. Могут ли такие люди читать? — Да, есть специальный шрифт для слепых людей в виде выпуклых букв и цифр. Давайте и мы с вами попробуем – трудно ли читать руками. (Дети с завязанными глазами узнают цифры и буквы).

Вот посмотрите, как тяжело приходиться слепым. — Воспитатель спрашивает детей, чем дышим. Правильно, носом. Некоторые думают, что нос – это украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать кверху ( «Ишь, ты, нос, задрал» или «Ну что ты нос повесил?»). Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос — важная часть тела, орган обоняния.

Есть прямые носики, есть носики-курносики.

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.

-Только ли для этого нужен нос? Мы ощущаем запахи, которые проносятся в воздухе. Когда мы вдыхаем носом воздух, мы чувствуем их. Запахи невидимы, но сведения о них поступают в мозг, который сообщает нам, что мы обоняем. Запахи исходят от различных окружающих нас вещей: одни приятны, другие — нет.

А у всех ли скажите, у каких животных сильно развито обоняние? (У кошек, собак, лошадей; слабо – у птиц, а вот дельфины вообще не различают запахи). А что происходит с нашим носом, когда у нас сильный насморк.

Нос не должен быть простужен, нос здоровый всем нам нужен.

Чтобы сон, когда придет, тихо спать, закрывши рот.

Игровое упражнение «Определи запах». (Дети в коробочках из-под «киндеров» угадывают запахи: лимонная корка, мята, лавровый лист, гвоздика, перец душистый, укроп, духи, чеснок).

Жарким летом на лужочке носик нюхает цветочки,

На полянке — землянику, в грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос.

Все пронюхает наш нос. Даже помнит он, каков, запах маминых духов.

Чтобы наш нос хорошо обонял, еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть — носик может обгореть.

А зимой в большой мороз — не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам, зачем носик малышам.

Воспитатель спрашивает детей: Зачем нам язык? Дети отвечают: издавать звуки, разговаривать, проверять пищу на пригодность и непригодность к употреблению, переворачивать кусочки пищи во время жевания. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык, это вкусовые сосочки. Существуют 4 вида вкуса: сладкий (на кончике языка), соленый и кислый (боковые стороны), горький (задняя зона языка). Можно задать детям вопрос: На какую часть языка следует положить таблетку, чтобы не чувствовать ее горький вкус и почему? А почему нельзя класть таблетку ближе к корню языка?

Игра «Определи на вкус». (Дети с завязанными глазами угадывают на вкус лимон, апельсин, вареную свеклу, лук, сырую морковь, чеснок и т. д.)

Проводится игра на внимание «Ухо-нос». Активизировать внимание детей: зачем человеку слух и сколько у вас ушей. (Ответы детей).

Воспитатель говорит детям, что мы все время слышим разные звуки. Они сообщают нам об окружающем мире. Мы звуки не видим, но можем их слышать благодаря ушам. Для чего еще нужны уши? Правильно, мы не могли бы разговаривать. Конечно, мы разговариваем не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он и говорить не может. Воспитатель просит детей назвать животных — «чемпионов» по слуху (дельфины, киты, летучие мыши). А где расположены уши? У большинства животных и человека — на голове, а у кузнечика — на передних лапках, у рыб — по бокам. Рассматривание картинок с изображением различных животных и формы их ушей.

Игра «Что шумит». (За ширмой слышаться звуки: шуршание пакета, колокольчик, барабан, дудочка, молоток и т. д.)

В завершении занятия проходит закрепление всех органов чувств.

Предшествующая работа: 1) беседы на тему: «Какими были первобытные люди», «Я и другие люди», «Я среди других людей».

2) рассматривание схематических изображений строения органов человека и животных;

3) опыты на определение реакции зрачков на различное освещение, на определение вкусовых зон языка;

4) отгадывание загадок;

5) чтение детской энциклопедии научной и художественной литературы.

Просмотров: 568
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Андронычева Наталья Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Почему у слона длинный нос и зачем он ему нужен?»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Черкасова Ольга Владимировна. Тема: Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос»
  • Смирнова Татьяна Владимировна. Конспект НОД для старших дошкольников по пластилинографии Тема: «Дед Мороз – Красный нос!»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Нос Евгения Александровна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии»
  • Грушко Тамара Эльмаровна. Значимость органов для сохранения жизни 'Части тела животных'
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Белоусова Татьяна Юрьевна. Культурная практика «ДЛЯ ЧЕГО НАМ ГЛАЗА»
  • Главный Редактор. Вот что значит настоящий, верный друг
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Гаджиева Тарана Нейматовна. ДИДАКТИЧЕКАЯ ИГРА для детей старшего дошкольного возраста «Есть у нас огород»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь