Составила учитель-логопед Битюкова И. Д. г.п. Рощино, Выборгский р-н ЛО 2018 — 2019 уч. год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 2 г.п. Рощино»
Лексическая тема «Дикие животные». Звуки [В][Вь], буква Вв.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыков чтения слогов, слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Скачать конспект
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Ребусы на каждого ребенка, контейнер с простыми карандашами, фигурки животных, детский поезд, картинки с артикуляционной гимнастикой И. А. Матыкиной, мяч, листочки с печатным заданием «найди букву» на каждого.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Звери шли на водопой»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. Сегодня у нас в гостях Ежик, давайте расскажем ему, как надо вести себя на занятии.
Дети все вместе.
1, 2, 3, 4, 5
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
2. «Отгадай ребусы» (Развитие звукового анализа и синтеза слова, мышления). Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами.
Ежик решил загадать нам загадки о животных. Нужно отгадать дикого животного по первым звукам в названии картинок.
Дети отгадывают ребусы (с помощью логопеда). Логопед на доске записывает отгаданное слово.
1-ый ребенок. На картинке нарисованы лампа, иголки, слон, автобус. В слове лампа первый звук [л], в слове иголки первый звук [и], в слове слон – первый звук [с], в слове автобус – первый звук [а]. Получается ЛИ-СА.
2-ой ребенок. На картинке нарисована вишня, одуванчик, лампа и капуста. В слове вишня первый звук [в], в слове одуванчик первый звук [о], в слове лампа первый
звук [л] и в слове капуста первый звук [к]. Получается ВО-ЛК.
Аналогично отгадывают ребусы остальные дети.
Логопед хвалит каждого ребенка.
3. Логопед. Давайте расскажем о наших животных. (Развитие связной речи)
1-ый ребенок. Лиса – дикое хищное животное. Спит лиса в норе. У лисицы детеныши лисята. Лиса ловит зайцев, диких уток, ворует кур.
2-ой ребенок. Волк – хищное животное. Живёт в логове. Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае всегда есть вожак.
Логопед хвалит ребенка за составленный рассказ и выдает фигурку животного.
Аналогично составляют рассказы остальные дети.
4. Физкультминутка (Координация речи с движением)
Жарким даём лесной тропой Дети идут друг за другом по кругу
Звери шли на водопой.
За мамой — лосихой
Топал лисёнок. Идут, громко топая
За мамой — лисицей
Крался лисёнок. Крадутся
За мамой — ежихой
Катился ежонок. Приседают, медленно двигаются вперёд
За мамой — медведицей шёл медвежонок. Идут вперевалку
За мамою — белкой скакали бельчата. Скачут вприсядку
За мамой — зайчихой — косые зайчата. Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат. Лицом в круг, «лакают»
Все мамы и дети напиться хотят.
5. «Кто где живет?» (Развитие связной речи)
Составим предложение с отгаданным словом.
1-ый ребенок. Медведь живет в берлоге.
2-ой ребенок. Волк живет в логове.
3-ий ребенок. Белка живет в дупле.
4-ий ребенок. Лиса живет в норе.
5-ый ребенок. Заяц живет под кустом.
Логопед хвалит ребенка за правильный ответ.
Аналогично отвечают и остальные дети.
Дети выкладывают схему предложения с помощью палочек.
6. «В гости к ежику» (Развитие фонематического анализа)?
Логопед. Ежику очень понравилось у нас и теперь он приглашает нас к себе. Наши звери отправляются на поезде в гости.
Слова с 1 слогом поедут в 1-ом вагоне, с 2- мя во 2- ом вагоне, с 3-мя слогами в 3-ем. Дети распределяют фигурки животных по вагончикам.
7. «В гостях у ежика» (Развитие артикуляционной моторики)
Логопед. В гостях принято пить чай из чашек.
Покажем упражнение «Чашечка»
Покажем Ежику что мы умеем.
Каждый сам выбирает по картинке с гимнастикой и показывает упражнение, а остальные выполняют.
(Используем карточки для артикуляционной гимнастики со Смешариками, составитель И. А. Матыкина)
Логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
8. Звуки [В][Вь], буква Вв.
Логопед. У нашего ежика есть любимая буква.
Ежик предлагает похвалить звук и букву Вв.
Дети дают характеристику звуку и букве.
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой с колокольчиком.
9. Динамическая пауза. Кулак-ребро-ладонь.
(Развитие межполушарного взаимодействия)
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем -двумя руками вместе.
Каждый по очереди ведущий, отдает по серии команд.
10. Ежик любит играть в игру «Поиграем в попугайчиков» (Развитие фонематического слуха) Игра с мячом.
Повторяем: (Развитие фонематического слуха)
Ва-во-ву; Вы-вэ-вп; Вда-вду-вдэ; Ви-ва-во и т. д.
Каждый по очереди ловит мяч и повторяет слоговые цепочки.
11. «Найди букву В среди других букв», обведи в кружок.
(Профилактика нарушений письменной речи)
Поменялись работами друг с другом. Оценили друг друга.
12. Организация окончания занятия.
Логопед. Нам пора прощаться с нашим другом Ежиком. Фигурки животных логопед сажает в поезд. Ежик напоследок выдает каждому ребенку наклейку в тетрадь. Логопед предлагает детям вспомнить, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра показалась самой интересной. Назовите, кто был самым активным на занятии.
Дети отвечают.
Дети проговаривают стихотворение хором.
Спасибо нашим пальчикам
Спасибо язычку
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу!
|