Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко» Муниципального образования Староминский район Ст. Староминская 2017г.
Пояснительная записка
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.
Сократ.
В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний.
Скачать конспект
Родители-естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Контингент участников проекта: учитель-логопед, родители.
Цель: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства
Задачи:
- установить партнерские отношения с родителями дошкольников
- повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
- побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.
Содержание проекта.
Тему проекта я выбрала не случайно. Так как многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, мною было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главной моей целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы.
Я начала выстраивать своё общение с родителями, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие– необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.
Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Реализация проекта проходила в три этапа:
- 1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).
- 2-й этап – основной (практический).
- 3-й этап – заключительный.
На первом этапе проекта мною были изучены передовые опыты работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями» и пришла к выводу, что в любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. С целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей актуальны, я оформила информационную корзину «Грамотейка-Болтунишка».
Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявила уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей. Далее притупила к подбору методов и форм своего общения с каждым родителем.
Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с родителями нашей группы и осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:
Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, я выделяю, родительские собрания. Однако все мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов, монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения.
Форму проведения родительского собрания выбирала после обработки анкет, т. е. зависело от запросов и интересов родителей.
Формы, которые я применяла, были следующие:
- деловая игра или вечер вопросов и ответов
- собрание в виде «аукциона», т. е. проходило в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории, либо заседание в виде круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсуждались с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводили обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
- собрание по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами ребенка» и других.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
На родительских собраниях использовала следующие приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «ассоциации», «мини — эксперимент»).
Никогда не превращала родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находили ответы. Данный подход к проведению родительского собрания требовал от меня более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее, именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок.
Но кроме организации родительских собраний в нетрадиционной форме в своей работе использовала такуюформу педагогического просвещения родителей, которую я назвала «Логопедическая гостиная».
Данное направление работы включало в себя:
1)совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме «Пальчики играют — речь развивают», «Самомассаж для нас», позволившие, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.
2) информационный журнал «Учимся, играя» содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.
3) индивидуальные занятия-практикумы «Логопед+Родитель + Ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим».
Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
4) индивидуальные встречи с родителями, на которых их информировали о динамике речевого развития;
5) журнал достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, но я всё же советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
6) информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.
Не оставляла без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:
- досуговое направление, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях
- речевые праздники, которые полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала
- дни открытых дверей проводились для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним
- «домашняя игротека». Родители могли взять домой на время необходимые пособия, игры чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития.
Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей), то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать искать новые пути, формы и методы сотрудничества с родителями.
Ожидаемые результаты
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
Родители самостоятельно используют материалы с библиотеки игр и упражнений «Домашняя игротека»
Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Полученные результаты.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей
- сформировалось желание помогать ребенку
- повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
- заинтересованность в успехах своего ребенка и информированность с точки зрения вопросов его речевого развития.
Список используемой литературы
- Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
- Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.
- Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. — Дошкольное воспитание. 1998. № 3.
Авторы:
- учитель-логопед Богдан Ольга Ивановна
Воспитатели:
- Романченко Светлана Сергеевна
- Швед Ольга Викторовна
- Мельник Марина Александровна
|