Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»

МБДОУ «Детский сад № 53 «Елочка» г. Тамбов Учитель-логопед: Назарова Т.Н.

Главными достижениями развития речи на первом и втором годах жизни ребенка является понимание обращенной речи и отражение в собственной речи того, что происходит с ним. В первый год жизни формируется основные предпосылки для развития речи: тренируется голосовая активность и артикуляционная моторика, появляется и укрепляется стремление к общению, создаются условия для появления речевого дыхания. К концу второго жизни совершенствуются все эти навыки, а также формируется самостоятельная речь.

 

На третьем году жизни ребенок стремительно осваивает грамматику родного языка, развертывает свои собственные высказывания: от 2–3х слов до 2–3х сначала бессоюзных, а затем и союзных предложении. Одним из главных достижений третьего года жизни является переход от слова – предложения к сочетанию слов. Вначале сочетания 2-3х слов представляют собой простую их последовательность, без всякой грамматической связки (А. Н. Гвоздев). Постепенно, по мере выделения окончаний, он начинает более точно воспроизводить грамматическую структуру элементарных фраз.

Таким образом, на третьем году жизни развитие речи ребенка идет по пути постепенного усложнения грамматической структуры и наращивания словарного запаса, развертывания высказываний и усвоения более сложных видов речи: от поддержания диалога со взрослым к его инициации, от выслушивания образцов монологической речи взрослых к первым попыткам развернуть свое собственное высказывания до монологического объема.

Появление первых грамматических форм отмечается у ребенка в возрасте 1 года 10 месяцев – 2 лет 1 месяца. В этот период фразы начинают оформляться в соответствии с законами родного языка, а не способом простого приставления слов друг к другу; происходит бурное развитие морфологической системы языка: ребенок усваивает категории числа, падежа, рода, овладевает склонением существительных, категориями вида, наклонениями и времени глагола, а также способами глагольного словоизменения. На третьем году жизни развитие звуковой стороны речи у большинства детей с нормальным речевым развитием протекает достаточно благополучно, однако взрослым необходимо четко представлять объем тех дидактических требований к произношению, которые адекватны именно для детей, не вышедших за пределы раннего возраста. Одним из первых форм существительных, которые появляются в речи ребенка 3-го года жизни, являются формы мн. ч. с окончаниями и, ы. Ребенок осваивает отдельные формы некоторых часто употребляемых существительных, н-р вин. п. с окончанием – у (маму, папу); предл. п. с обозначением места и окончанием – е, но без предлогов ( «а толе» — на столе).

Наиболее распространенными формами глаголов, правильно употребляемыми ребенком в начале 3-го года жизни, являются формы повелительного наклонения ( «Отдай!», «Садись!») и 3-го лица ед. ч. прошедшего времени ( «Упал!»). Бывает, что мальчики в возрасте до 3х лет говорят о себе в женском роде, явно подражая материнской речи ( «На машине каталась», «Я к дому пошла»). Это связано с тем, что именно к 3 годам, при нормальном психическом развитии ребенка, происходит его половая идентификация, и он окончательно усваивает свою принадлежность к определенному полу.

Одним из первых в речи ребенка старше 2 лет появляются притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность вещи лицам мужского и женского пола. Малыш часто еще не способен выговорить развернутую форму слова (мамина сумка, папин ремень), и он упрощает эти трудные слова: «мами», «папи». Известная современная исследовательница детской речи, С.Н. Цейтлин, отмечает, что умение ребенка употреблять слово «мами» для обозначения принадлежности предмета свидетельствует о том, что малыш сделал еще один важный шаг в своем речевом развитии – усвоил, что окончание слова имеет определенное лексическое значение. На протяжении 3-го года жизни малыш успешно осваивает такие качественные прилагательные, как большой, маленький, горячий, вкусный, кислый, сладкий. Эти слова крайне важны для осуществления эффективного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Речь детей этого возраста изобилует ошибками, связанными с неусвоенностью редких форм. Так, при постановке существительных в род. п. мн. числа чаще используется окончание –ов (много стулов, ежов, окнов). В течение первого полугодия 3-го года жизни в речи детей появляются формы косвенных падежей существительных. При этом усваиваются только наиболее общеупотребительные формы косвенных падежей существительных в сочетании с глаголами (важными для практической жизни ребенка 3х лет). При употреблении прилагательных детьми до 3х лет наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода; причём средний род усваивается в этом возрасте чрезвычайно трудно. Личные местоимения употребляются детьми старше 2 лет достаточно широко, но чаще в их речи звучат личные местоимения 1-го лица (я, мне, меня).

К 2 годам 3 мес. Появляются первые предлоги (в, на, у, с). По мере развития фразовой речи дети начинают употреблять некоторые союзы, прежде всего и, то, а. Ближе ко 2-му полугодию 3-го года жизни малыш уже способен построить высказывания, используя союзы и союзные слова (потому что, когда). Процесс усвоения ребенком разных типов грамматического оформления собственных высказываний связан с наличием вокруг него гармоничной речевой среды, которая целенаправленно создается взрослыми носителями языка. Не стоит упускать из виду и тот факт, что интеллектуальный потенциал детей 3-го года жизни значительно варьируется в рамках единой возрастной нормы в зависимости от того, сколько внимания родители уделяют воспитанию и развитию ребенка. Одним из важнейших показателей хорошего речевого развития ребенка в возрасте от 2 лет 3 мес. до 3х лет является успешное усвоение им сложных, распространенных высказываний, в которых постепенно нарастает кол-во и разнообразие служебных слов для построения сначала сложносочиненных, а затем и сложноподчиненных предложений. Ближе к 3 годам ребенок с хорошим речевым развитием свободно употребляет многие союзы (чтобы если, потому что) для связи частей сложноподчиненного предложения. К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные грамматические формы родного языка, и его речь становится понятна большинству посторонних людей. Следует отметить, что в возрасте от 2 до 3 лет происходит усвоение произносительной стороны речи и овладение слоговой структурой русского языка. На третьем году жизни развитие звуковой стороны речи у большинства детей с нормальным речевым развитием протекает достаточно благополучно, однако взрослым необходимо четко представлять объем тех дидактических требований к произношению, которые адекватны именно для детей, не вышедших за пределы раннего возраста. Следует помнить о том, что до 3 лет речевая функция находится в сензитивном периоде развития, когда минимальное профессиональное вмешательство может привести к очень эффективным педагогическим результатам в развитии речи ребенка. Дети третьего года жизни способны четко артикулировать только самые простые для произношения звуки – эти звуки принято называть звуками раннего онтогенеза (п, б, д, т, к, г, н, м). Общий характер звучания речи несколько изменяется по сравнению с произношением детей младше 2 лет: в речи становится меньше слов с непостоянным звуковым составом, когда одно и то же лексическое значение не имеет стабильного звукового выражения (слово кошка могло в одном и том же высказывании звучать и как кохка, и коська, и как котка). С улучшением артикуляционных возможностей ребенка связано и появление в его речи переднеязычных твердых звуков – т, д, н, которые у детей младше 2 лет заменяются своими мягкими парами.

Стандартов для фонетического оформления речи у детей младше 3 лет не существует. При благоприятных условиях в 50-90% слов, употребляемых ребенком, правильно произносятся звуки, прежде считавшиеся трудными (л, в, ф, з, с, ч, ц) и в 10-30% слов, используемых детьми, произносятся даже шипящие (ш, ж) и сонорный р. Следует учитывать, что до достижения ребенком возраста 3 лет даже межзубное произношение свистящих звуков (с, з) и аффрикаты ц является физиологически обусловленным и не относится к так называемым дефектам произношения. Диапазон звукового репертуара ребенка в возрасте до 3 лет достаточно широк и вариабелен, любые логопедические оценки следует давать с большой осторожностью, учитывая и общее речевое развитие ребенка, и его речевую среду, и особенности формирования у него навыков жевания, глотания и наличие патологических привычек (сосание пальца, соски) и еще многих факторов. Постепенное овладение ребенком слоговой структурой слова на третьем году жизни является физиологической особенностью детской речи в раннем возрасте, а не однозначным диагностическим признаком. Очень часто развертыванию слоговой структуры слова может помешать такое неправильное семейное воспитание, при котором родители предпочитают сюсюкать с малышом, всячески поощряют его детские слова и восхищаются «исковерканными» вариантами многосложных слов. При стимуляции раннего речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребенок повторил за нами и научился сам произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе. Анализируя слоговой состав доступных ребенку в произношении слов, следует учитывать, что все языковые процессы в онтогенезе формируются постепенно – от односложных слов малыш сначала перейдет именно к двусложным словам, а научившись произносить фразу из двух слов, попробует воспроизвести 3-4 сложных слов. Приблизительно к 2 годам 6 месяцам основные слоговые закономерности родного языка будут доступны ребенку с хорошим речевым развитием. Но если малыш хоть немного задержался в речевом развитии, то оценивать его отставание в усвоении слоговой структуры многосложных слов как однозначный показатель речевого дизонтогенеза все равно преждевременно – у ребенка еще есть некоторое время, чтобы успешно наверстать упущенное. И задача взрослых, родителей – своевременно и квалифицированно помочь ему в трудном деле овладения речью на родном языке.

Используемая литература: Статья Киселева В.

Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития/В. Киселева, О. Громова//Дошкольное воспитание: Основан в 1928 году/Ред. Т.И. Гризик, О. Скоролупова, Т.Н. Доронова. – 2007. – №11 2007. – с. 103-113.

Просмотров: 609
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Кользина Тамара Мифодьевна. Буклет. Консультация для педагогов «Развитие речи детей первого года жизни»
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Маргарита Чиркина. Перспективное планирование по гибкому режиму на адаптационный период для детей третьего года жизни
  • Трапезникова Ольга Владимировна. Конспект непрерывно- образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР Тема: «В гости к Незнайке»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Шкилёва Маргарита Григорьевна. Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Пирамидка, конструктор, кубики»
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Грачева Лада Валентиновна Горюнова Надежда Николаевна Евстратенко Кристина Викторовна. Игровые упражнения для детей третьего года жизни.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Погосян Карине Юрьевна. Особенности организации педагогического процесса математического развития детей 4 года жизни в ДОУ
  • Редактор. Cценарий дня рождения ребенка 4 лет «Четыре времени года»
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Редактор. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь