Интенсивное развитие движений начинается в раннем возрасте (один — три года). Отсюда следует, что ребенок приходит в детский сад с собственным двигательным опытом. Он уже научился ходить и бегать, с удовольствием играет с мячом со взрослыми, свободно передвигается на четвереньках, а лазание и ползание — это его любимые занятия. Педагог может продолжать работу по развитию движений детей, а не начинать ее с самого начала, с нуля, не обучать тому, что они уже умеют делать самостоятельно (это для ребенка «вчерашний день»), а обучать тому, что они делать еще не умеют.
Развитие движений должно идти, главным образом, в направлении улучшения их качества. Формирование соразмерности, красоты детского тела в значительной степени зависит от правильности выполнения движений.
Более точное представление двигательной деятельности у детей третьего года жизни формируется в игровых упражнениях. В чем же суть этого средства физического воспитания и почему ему отдается предпочтение?
В игровых упражнениях развивается активность, формируются элементарные познания о самом движении.
Воспитатель по ходу выполнения упражнения оценивает действия каждого ребенка: «Алена, ты научилась держать клубочек правильно — пальцами за кончик ленточки (за «хвостик») – и хорошо его раскачивать. Посмотри, как далеко ты его бросила!» (Игровое упражнение «Клубочек с хвостиком».)
«Лиза, как быстро крутится твоя вертушка! Ты дуешь на крылышки сильно и долго. Молодец!»
Дети не только учатся воспринимать движение целиком, но и получают представление о движении отдельных частей тела.
Предметы разной формы и величины предполагают соответствующие способы действия с ними: по-разному раскрываются ладони и поворачиваются кисти рук; пальцы мнут мячик, крутят палочку султанчика и т.д. Чтобы пройти как петушок, нужно высоко поднимать ноги. согнутые в коленях, а чтобы пройти через вертикально стоящий обруч – наклонить голову. Таким образом малыши учатся управлять своим телом.
Кроме того ребенок узнает, что одно и то же движение можно выполнять по — разному: бегать медленно и быстро; врассыпную между предметами, в прямом направлении и по кругу; по гимнастической доске и по дорожке из обручей. Также он усваивает, что с одним и тем же предметом можно выполнять разные действия: катить или вращать обруч, пролезать через него снизу вверх или сверху вниз; если встать в середину обруча, его можно двигать по полу, подталкивая пальцами ног.
Чем больше способов движения узнает ребенок, тем разнообразнее становится его самостоятельная двигательная деятельность и тем быстрее формируется у него умение переносить освоенные в новые условия.
Малыши начинают не только свободно ориентироваться в пространстве зала. Но и учатся видеть границы действия с физкультурным оборудованием. Они узнают, что у скамейки есть край и при выполнении упражнения его нужно видеть, а у обруча – ободок и по нему нужно пройти приставным шагом.
Дети начинают понимать, как изменяется способ выполнения движения в зависимости от размеров пособий и оборудования (они перешагивают через низкие и высокие препятствия; проходят по широкой и узкой доске; бросают вдаль мячи разного размера).
В этом возрасте также формируется представление о свойствах предметов (цвете, форме, весе), а также об их количестве и положении в пространстве. Большой мяч – тяжелый, его бросают через шнур двумя руками, а «снежки» — легкие, их можно взять в горсть и бросить вверх. Если гимнастическая доска узкая, по ней надо идти не спеша, медленно, а по широкой доске можно и побежать. Звучащий молоточек можно положить за скамейку, а взять из-под скамейки.
В игровых упражнениях у детей развивается способность обучаться: внимательно слушать объяснения, действовать по указанию взрослого, ставить перед собой задачу.
Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, увлечь их, обрадовать, удивить, передать им знания, которые хотим, следует облечь в образную форму. Поэтому в игровых упражнениях целесообразно использовать игрушки, стихи, сюрпризные моменты.
Таким образом с детьми можно провести игровое упражнение, которое называется «Непослушные мячики». Для этого надо взять игрушечного зайчика, спрятать в корзине с мячами так, чтобы его ушки торчали наружу. Дети вместе с воспитателем будут ходить по залу в поисках зайчика, заглядывая под скамейку, за гимнастическую стенку, за бревно. Наконец кто-либо из детей увидит игрушку, достанет зайчика из корзины и посадит на скамейку. В это время воспитатель высыпает мячи из корзины так, чтобы они укатились как можно дальше от детей. Малыши будут догонять мячи и складывать в корзину. Данное действие воспитатель с детьми должен проделать несколько раз, говоря при этом: «Какие непослушные мячи! Они убегают от вас и быстро — быстро катятся. Но ваши ножки быстрее, вы их догнали!» В конце игры дети собирают мячи, гладят их, обнимают, кладут в корзину: «Мячи устали, им нужно отдохнуть».
|