Сташкова Татьяна Николаевна. РЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ

РЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙРЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ

(для родителей)

Т.Н. Сташкова, педагог-психолог детских сада № 34 и 47 Александровского района Владимирской области

Когда в понедельник дети приходят в детский сад и рассказывают нам о том, как они провели выходные дни, то очень часто, даже летом, мы слышим пересказы телесериалов, боевиков, триллеров, мультфильмов, которые дети просмотрели в выходные дни и которые закончились далеко за полночь.

Конечно, в наши дни телевизор, магнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет ему бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…

 

Экран становится главным «воспитателем» ребенка. 93% современных детей 3-6 лет смотрят телепередачи 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослым.

Постараюсь объяснить, почему дошкольнику вредит длительное общение с телевизором. Мой рассказ построен на вопросах родителей, бабушек и дедушек и ответах на их вопросы.

-Почему родителей устраивает, что ребенок смотрит телевизор?

Потому что ребенок, когда сидит у телевизора, не пристает к взрослым, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое.

-Родители думают, что ребенок с малолетства понимает происходящие на экране события. Так ли это на самом деле?

Это далеко не так. Маленький ребенок, действительно, увлеченно следит за движением персонажей фильма, мультика, и может горько заплакать, если телеэкран вдруг погаснет. Но малыш не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнит, притягивают его внимание. И если вы усадите его перед окном стиральной машины, в которой крутится и мелькает цветное белье, то увидите, что он будет смотреть на новый «телеэкран» с такой же завороженностью, с какой раньше смотрел в телевизор.

-Почему увлечение телевизором опасно именно в дошкольном возрасте?

Раннее и дошкольное детство (до 6-7 лет) определяет дальнейшее развитие человека, это пора наиболее интенсивного становления внутреннего мира, или закладка «фундамента» для формирования личности. Упущенное в это время изменить или наверстать в дальнейшем практически невозможно. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться, так и со становлением личности маленького человека. В психическом развитии каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий и во многом определяется им.

-Какие могут быть негативные последствия для здоровья и психики ребенка?

О нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много, поэтому хочется поговорить о психическом развитии ребенка. Печальные последствия телевизионного досуга становится все более очевидными.

Одно из них – ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ. В последнее время и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития детей: они поздно начинают говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Как показывают исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии, причем за последние 20 лет число детей с отставанием в развитии речи возросло более чем в 6 раз.

-Но ведь когда ребенок сидит у телевизора, он постоянно слышит речь, и это, наверное, должно способствовать речевому развитию. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Да, действительно, ведущие детских передач обращаются с телеэкрана к детям, но ведь это не разговор, потому что детские ответы телевизор, естественно, не слышит. Речь с экрана не становится для ребенка «своей», она остается «пустым звуком», малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети, проводящие много времени перед телевизором, часто бывают молчунами, а изъясняются больше криками и жестами.

-Чем еще грозит речевое отставание детей?

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Это симптомы заболевания, названного «дефицит концентрации».

-В чем оно проявляется?

Дети с «дефицитом концентрации» излишне активны (их отличает гиперактивность), очень рассеяны. Не могут сосредоточиться на каком-то одном деле, перескакивают с одного занятия на другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако многообразие впечатлений они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. По этой же причине им трудно читать даже самые хорошие книги – им неинтересно, скучно. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не запоминают их, в результате чего не понимают текста в целом.

-Чем еще грозит «дефицит концентрации»?

Резким снижением фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание занять себя. не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать что-то новенькое. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми.

-А каким образом это отражается на общении детей?

Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным, им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых –развлечений.

Постоянное отсутствие инициативы, несамостоятельность мышления могут привести к тому, что ребенок попадает в зависимость от лидера дворовой компании, а ведь далеко не всякий лидер – положительный пример для подражания.

Очень страшны для ребенка и его окружения последствия нарастающей внутренней пустоты – здесь корни жестокости и агрессивности. Не умея убеждать словами, дети стараются «убеждать» кулаками.

-Но ведь мальчишки дрались всегда.

Это действительно так. Однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, то есть побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем.

В наше время победитель с удовольствием с бьет лежачего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не дают себе отчета в собственных действиях и не предвидят последствий. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Подростки бьют и убивают друг друга не потому, что они злые и коварные, и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. Не случайно число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло.

-Где же выход? Как оградить детей от беды?

Родители и старшие члены семьи обязаны помнить, что их обязанности по отношению к детям далеко не ограничиваются заботами накормить и одеть. Детям необходимо постоянное и полноценное общение со взрослыми – совместные игры, прогулки, поездки. Читайте ребенку книги, а потом обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь, как прошел его день в детском саду. Пусть дети рассказывают вам о своих друзьях, пусть делятся своими мечтами, тогда сыновья и дочери сохранят эту потребность в общении с вами и в школьные годы, и позднее.

-И все же, что делать родителям, ведь невозможно и бессмысленно исключить телевизор из жизни детей?

Телепередачи – естественно детское кино или хорошие мультфильмы – родителям нужно смотреть вместе с детьми, а потом обмениваться впечатлениями – это необходимо для развития ребенка.

А вообще подключать детей к информационной технике можно лишь тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.

КОМПЬЮТЕР, КАК И ТЕЛЕВИЗОР, НЕ ДОЛЖЕН СТАНОВИТЬСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ

-Разве в наше время разумно ограждать ребенка от компьютера? Не хочется, чтобы он был «белой вороной» среди своих друзей, которые уже освоили эту технику. Тем более что в некоторых школах уже в начальных классах начинают изучать информатику.

В школе – пусть изучают. А мы говорим о дошкольниках!

Стремление обеспечить своего ребенка всеми чудесами техники – предоставление домашнего компьютера в его распоряжение или покупка компьютера ему лично –это, с одной стороны, забота о развитии сына или дочери, а, с другой стороны, также перекладывание значительной доли родительских воспитательных обязанностей на экран. В случае с компьютером, как и с телевизором, важно помнить, что дети должны «созреть», то есть быть готовыми использовать эту технику по назначению – для приобретения каких-нибудь полезных навыков, для получения нужной информации, а не для того, чтобы убивать время всякими «стрелялками» и «бродилками».

-Каким образом можно определить, готов ли ребенок к работе на компьютере?

Запомните главное: не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее всего заниматься.

Общение с компьютером для дошкольников не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Бывают случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые ребятишки (около 5%) наотрез отказываются учиться на нем работать. У 54% из них возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству.

-Может быть, все дети делятся на способных и неспособных освоить компьютер?

Вовсе нет. Оказывается, трудности, возникающие при общении ребенка с компьютером, связаны с особенностями приспособления его организма к новому виду деятельности. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность развития всех систем и органов, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям. Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма также приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

-С чего надо начинать обучение ребенка? И о каких необходимых функциях идет речь?

На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, достаточно быстро и точно нажимать нужные клавиши, складывая буквы в несложные знакомые слова. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана монитора на клавиатуру и обратно, прочитывая эти слова и исправляя ошибки. За 10минут работы ребенок делает обычно 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязываемом программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поисках нужной клавиши и нередко ошибаются. Следовательно, при обучении нельзя «гнать коней». А нужно последовательно развивать двигательные функции и функции зрительной системы ребенка. Также ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, то есть таким образом решать пространственные и логические задачи, доступные его возрасту.

-Что надо делать родителям для подготовки ребенка к работе с компьютером?

Нужны упражнения, направленные на развитие точности и координации движений ребенка. Необходимо также развивать тонкую моторику кистей и пальцев рук. Нужно развивать и кратковременную память.

-Какие игры можно использовать для этого?

Для координации движений и точности их можно использовать игры «Меткий бросок» (игры с кольцебросом), «Кегли», настольный футбол, волейбол, хоккей. Для развития кисти пальцев рук используются всевозможные варианты пальчиковой гимнастики. Даже «Сорока-сорока» — старинная игра с пальчиками –не что иное как пальчиковая гимнастика. Для развития памяти можно использовать всевозможные игры со словами.

-Как подогреть интерес ребенка к этим играм?

Сразу объяснить, что они нужны для хорошей работы на компьютере. Старайтесь, чтобы эти упражнения стали для ребенка увлекательной игрой и непременно участвуйте в этой игре как равный ее партнер, с удовольствием. Отдельные упражнения можно выполнять во время совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы укрепить его память, развить точность движений и другие качества, функционально важные для работы на компьютере. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, способных развитию значимых функций и похожих по действию на предложенные мной. Это позволит поддержать интерес ребенка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и неожиданными.

-Как реагировать, если у ребенка на все получается при работе на компьютере?

Нет ничего удивительного в том, что у него не все получится с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, результатами. Постарайтесь ободрить маленького ученика.

Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой деятельности, в том числе к работе на компьютере, вырабатывается у каждого своя. Учитесь понимать и поддерживать вашего ребенка.

Кстати, заведите специальную тетрадь, чтобы заносить в нее результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок уже умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребенком об его успехах.

-Как хоть немного обезопасить своего ребенка от вредных излучений?

Японцы, например, рекомендуют не пренебрегать горшочками с кактусами, которые следует расставлять около боковых частей монитора. Эти растения вбирают в себя до 50% компьютерных излучений и преобразуют сухой воздух в атмосферу, насыщенную кислородом. Важно, чтобы в комнате, где стоит компьютер, всегда был свежий воздух.

-А теперь вопрос еще об одном экране – миниатюрном экранчике сотового телефона. Можно ли ребенку пользоваться таким телефоном?

Дошкольнику такая техника непонятна, поэтому и не нужна. Кроме того, маленький ребенок может свой телефон потерять, уронить, сотовый у него могут украсть. Представляете реакцию на это своего ребенка? Море слез и невроз.

Ученые бьют тревогу из-за того, что дети – юные владельцы мобильников – хуже спят, так как многие берут телефоны себе в кровать, продолжая без конца посылать друг другу СМС-сообщения, и поэтому плохо засыпают, и у них более тревожный сон.

Таким образом, взрослые, без сомнения, должны по возможности ограничивать использование сотовых телефонов с маленькими детьми, и даже с теми, кто постарше. Так, 14 летнюю девочку пришлось срочно госпитализировать из-за серьезного воспаления сухожилий пальца правой руки, затем палец вообще перестал двигаться. Выяснилось, что эта девочка ежедневно отправляла друзьям до 100 СМС-сообщений.

Кроме того, как в случае с компьютером, увлечение сотовой связью может привести к болезненной тяге и породить дополнительные неврозы.

Так что если вы решили давать ребенку общаться с чудесами техники, то очень дозировано и как можно позже.

Просмотров: 1070
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь