Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
Цель: Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
Закрепить знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности, правилах поведения при возгорании и задымлении.
Упражнять в рисовании, лепке.
Развивать внимание, связную речь, чувство рифмы, общую и мелкую моторику.
Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности, уважение к труду пожарных.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки»
Л.Толстого, «Пожар», «В дыму» В.Житкова, «Пожар», «Рассказ о
неизвестном герое» С.Маршака.
Рассматривание иллюстраций к ним.
Беседа о профессии «Пожарный».
Материалы:
Аудиозаписи:
- звуки горения, сирены пожарной машины, музыка «Отважная пожарная команда», «Пожарные», «Спортивный марш пожарных».
- Склеенный из картона конус-факел.
- Салфетки красного цвета.
- Рисунок с изображением древних людей.
- Карандаши красного цвета.
- Деревянные тонкие палочки, вырезанные из коричневой бумаги круги.
- Картонное изображение печки. Пластилин красного цвета.
- Ленточки красного, желтого, голубого цветов.
- Макет дома
Методика проведения:
I. Водная часть. Организационный момент
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво: Тихо и неторопливо. Ясно, чётко говорим, Потому что не шумим!
Наши ушки слушают, Наши глазки смотрят, Ручки нам помогают, Ножки нам не мешают.
В.: — Ребята, на наших занятиях, праздниках, играх часто бывают гости. Сегодня гостей у нас много. Пришли воспитатели из других групп, вы
уже поздоровались с ними. И будет еще один, очень необычный гость.
Этот гость бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его.
II. Основная часть
(Воспроизводится аудиозапись звуков горения, ходит мальчик в шапочке «огня» читает стихотворение:
Я могу защитить. Я могу осветить. Я могу накормить. И согреть я могу.
Я — помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
В.: — Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем? Это огонь.
В.: — Дети, отчего возникают пожары? (ответы детей обсуждаются).
Проводится игра с мячом «Почему возник пожар?» Воспитатель задает детям вопрос и бросает мяч, ребенок отвечает и перебрасывает мяч обратно.
- Почему возник пожар: (дети взяли спички без разрешения взрослых)
- Почему возник пожар? (кто-то отставил без присмотра свечку, свеча упала на стол)
- Почему возник пожар? (в лесу оставили не потушенный костер)
- Почему возник пожар? (забыли выключить чайник)
- Почему возник пожар? (дети без разрешения включили электроприборы).
- Да, действительно, играть с огнем нельзя.
В.: Для забавы, для игры вы
Спички в руки не берите.
Не шутите вы с огнем.
Чтобы не жалеть потом.
Беседа и изобразительная деятельность «Огонь-помощник»
Огонь освещает (слайд1)
В.: — А теперь давайте поразмышляем. как огонь может освещать, ведь мы пользуемся электрическим освещением? Если электрического освещения нет, то можно зажечь свечу или лампу. Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше давал им свет огонь свечи, Факела. Лампы.
- Я предлагаю вам сделать старинный факел. Возьмите салфетку красного цвета. Сомните ее, не очень сильно, и вложите внутрь готового факела (картонного конуса). Поднимите повыше ваши факелы и покажите нам.
Огонь защищает (слайд2)
В.: — У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своими жилищами. На картинке у вас изображены древние люди у костра. Но огонь очень слабый, маленький. Зажгите большой костер — дорисуйте пламя.
Огонь кормит (слайд3)
В.: — А как огонь может накормить? Чтобы приготовить пищу, мы зажигаем огонь на газовой плите. А как огонь может накормить нас далеко от дома, в лесу, например? Можно приготовить пищу на костре. Давайте сделаем поделку «шашлык». Возьмите палочку и нанизывайте на нее бумажные круги-кусочки мяса.
Огонь согревает (слайд4)
В.: — Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду? Теплые батареи. Но раньше, когда еще не придумали нагревать воду и пускать ее по трубам в батареи домов, людей согревал огонь. А знаете как? Люди обогревались с помощью печек: в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло.
- Давайте с помощью пластилина затопим печь. Раскатайте толстую колбаску из кусочка красного пластилина, приложите к дровам в печи и пальчиком вытяните языки пламени. Пусть языки пламени будут разной величины, тогда получится более похоже.
- Посмотрите на свои рисунки и поделки. Они напомнят вам о там, как огонь может быть помощником людям.
Динамическая пауза «Огонь и вода»
Разгорается огонь! Пламя выше, пламя круче. Достает до самой тучи.
(Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. У детей одной шеренги в руках красные ленточки, у другой — голубые. Дети из команды «огонь» медленно идут навстречу команде «вода» и машут ленточками).
Но появится вода, И огню тогда беда!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Но ветер огонь раздувает, И пламя вновь полыхает.
(Один из детей- «ветер» пробегает между шеренгами с султанчиками из прозрачных пакетов).
Но добавим мы воды, Чтобы избежать беды!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Рассматривание остатков горения бумаги (слайд 5)
- Рассмотрите внимательно то, что сталось после горения бумаги. Это сгорела старая газета. Но точно также может выглядеть ваша любимая книга или фотография, если повстречается с огнем. Огонь очень быстро превращает все вокруг вот в такой пепел.
Правила пожарной безопасности (Слайды 6,7, 8, 9)
В.: -А если пожар случился, то следует выполнять следующие правила:
Если, сможешь, позвони по телефону 01, сообщи, что случилось, назови свой домашний адрес.
Никогда не прячься под кроватью, в шкафу или в других местах, если начался пожар. В задымлённом помещении тебя будет трудно найти.
Не пытайся потушить пожар.
Сообщи о пожаре соседям, немедленно покинь квартиру, выключи газ и электричество.
III. Заключительная часть
Дидактическая игра «Слушай внимательно»
Воспитатель задает вопросы, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
- Зря костров не разжигает и другим не разрешает?
В.: — Ребята, если случится пожар, что нужно делать?
Если близко телефон И тебе доступен он, Нужно 01 набрать И пожарных вам позвать!
- И тогда приедут пожарные на пожарных машинах и потушат огонь.
(Слайд 11)
Игра «Отважные пожарные»
Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.
Для игры понадобится подготовить полосу препятствий.
В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.
По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде.
В.: Чтобы потушить пожар, что для этого нужно? (предположения детей). Давайте с вами превратимся в насос, и будем качать воду, чтобы потушить пожар. Проводится физкультминутка «Насос»
А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьем вода,
Раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре
Хорошо мы потрудились.
В.: -Когда пожарные тушили пожар, они порвали свой комбинезоны и их теперь необходимо починить.
Проводится конструктивная игра «Зашей комбинезон».
На столе вырезанный из плотной бумаги комбинезон (на каждого ребенка), на нем дырки разнообразной формы. Детям раздаются геометрические фигуры, соответствующих форм. Они стараются правильно подобрать заплатки. Дети «починили» комбинезон.
- Наше занятие подошло к концу
Ну, и главное, конечно:
1 реб.: Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла.
2 реб.: Возле дома и сарая Разжигать огонь не смей! Может быть беда большая Для построек и людей.
3 реб.: Не шути, дружок, с огнём, Чтобы не жалеть потом. Сам костры не разжигай И другим не позволяй!
4 реб.: Для забавы, для игры Спички в руки не бери. Спички бросил ты в лесу- И несчастье на носу.
5 реб.: Ведь нельзя шутить с огнем, Помни ты всегда о том: Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен!
В.: — Итак, ребята, о чем сегодня мы говорили? Как называлась наша беседа? Если ты дома один и случился пожар, какие правила следует выполнять? Молодцы ребята, вы все хорошо отвечали на вопросы, сегодня вы были самыми активными, внимательными.
|