Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Огонь-друг, огонь-враг»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; расширять знания детей об опасных ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем.
- Формировать у детей представление о предметах, которыми им категорически пользоваться нельзя.
- Учить детей осторожно обращаться с огнем:
- учить поведению в экстремальных ситуациях
- учить пользоваться телефоном.
4) Познакомить с профессией пожарного.
5) Развитие и коррекция мыслительных процессов: внимания, памяти, развитие речи; артистических способностей (изображать повадки, особенности поведения сказочных героев).
Развитие и коррекция мелкой и общей моторики.
6) Воспитывать уважение к профессии пожарного, почтительное отношение к его нелегкому труду.
Воспитывать самостоятельность и ответственность у детей.
Предварительная работа: рассматривание картин, чтение художественной литературы, сказки «Кошкин Дом», использование дидактической игры: «Основные правила пожарной безопасности, беседы, игра-драматизация сказки «Кошкин Дом».
Оборудование: сюжетные картинки и иллюстрации, плакаты по пожарной безопасности, фигурки (пожарный, огнетушитель, пожарная машина, самолет), шлем пожарного, огнетушитель, игрушечные атрибуты пожарного (шлем, огнетушитель, рация, топорик, ломик, значок)
Реквизиты: маски ( «кошка», «козел», «коза», «петух», «курица», «свинья»), ведерки пластмассовые, панно «Красивый дом», красная ткань (огонь).
Ход:
1). Организационный момент. Воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: — Красный язык дремать не привык.
Раз – два слизал все дрова. Что это такое?
Дети: — Это огонь.
2). Беседа о пользе и вреде огня.
Воспитатель: — Давайте вспомним, какие полезные дела совершает огонь?
Дети: — Можно сварить суп, от огня тепло, становится светлее и пр.
Воспитатель: — Правильно. Огонь помогает готовить пищу, обогревают дома. Но случается, что иногда из доброго друга он превращается в страшного врага, который в считанные минуты уничтожает все вокруг.
Знают все: без огня не проживешь ни одного дня.
При огне, как при солнце светло, при огне и зимою тепло,
Но когда мы небрежны с огнем, он становится нашим врагом.
Вот и случилась такая беда в сказке. Сказка не страшная, а пожароопасная.
3). Создание игровой мотивации: Инсценировка сказки «Кошкин дом».
Дети показывают сценку под текст воспитателя.
Воспитатель:
— Жила кошка в доме своем. Дом большим был и красивым. Пригласила кошка гостей - Курицу с петухом, козу с козлом.
Гости веселились, резвились, Пели, танцевали, Ничего вокруг не замечали. Горящую свечу уронили,
Весь дом спалили. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом и т.д.
Воспитатель: — Эта история была про зверей, а есть такие истории и про детей.
4). Решение ситуативных задач.
Дети рассматривают иллюстрации и описывают сюжет.
Ситуация 1.
Дети: — Девочка сидела дома одна, играла с куклой, захотела погладить для куклы платье. Включила утюг, погладила, стала одевать, играть, а утюг не выключила, он грелся, грелся и начался пожар.
Вопросы для обсуждения:
Воспитатель: — Какие правила пожарной безопасности нарушили дети?
Дети: — Нельзя играть с электрическими приборами.
Воспитатель: — Что нужно было сделать девочке, чтобы не случился пожар?
Дети: — Девочке нужно было сразу выключить утюг.
Воспитатель: — Правильно. Играть с электрическими приборами нельзя, может случиться пожар (выставляет фигуру «огонь»).
Ситуация 2.
Дети (описывают): — Мальчик и девочка играли около дома. Увидели на асфальте тополиный пух. Взяли спички и подожгли его. Пух загорелся. Огонь быстро побежал, добрался до дома. Начал дом гореть.
Вопросы для обсуждения:
Воспитатель: — Какие правила пожарной безопасности нарушили дети?
Дети: — Играть со спичками нельзя.
Воспитатель: — Почему нельзя поджигать тополиный пух?
Дети: — Нельзя поджигать пух, сухую траву, деревья, потом может начаться пожар.
Воспитатель: — Правильно. Играть со спичками нельзя (выставляет знак «Спички не игрушка»), может случиться пожар, может загореться дом (выставляет фигуру горящего дома).
Ситуация 3.
Дети: — Дети играли около леса. Собрали сухие ветки и развели костер. Потом пошли играть с мячом. А когда вернулись, уже горели деревья.
Вопросы для обсуждения:
Воспитатель: — Какие правила пожарной безопасности нарушили дети?
Дети: — Без взрослых разжигать костер нельзя.
Воспитатель: — Почему нельзя в лесу, около леса разжигать костер, особенно в жаркую погоду?
Дети: — Нельзя разжигать костер в лесу, может сгореть весь лес.
Воспитатель: — Правило это очень опасно. Может сгореть весь лес (выставляет фигуру «Горящий лес»).
5) Беседа о труде пожарных.
Воспитатель: — Как вы уже знаете, с незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представите себе, что огонь вырвался из-под власти человека.
С силой бушующего племени очень трудно справиться!
Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Верно! Пожарные. В чем состоит работа пожарных?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Пожар легче предупредить, чем потушить.
Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону 01, вызывая бригаду пожарных.
Набираем «01» - Знает каждый гражданин, Если к вам придет беда, Позвони скорей туда.
Воспитатель: — Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу? Послушайте стихотворение.
На машине ярко-красной Мчимся мы вперед. Труд тяжелый и опасный Нас, пожарных, ждет.
Вой пронзительной сирены Может оглушить. Будем и водой и пеной Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям Сможем мы помочь, С пламенем бороться будем Мы и день и ночь! Чем пожарные тушат бушующее пламя?
(Ответы детей)
6). Дидактическая игра на внимание «Да – нет».
Воспитатель: — Можно спичками играть?
(Нет).
- В мяч на улице играть?
(Да; дети хлопают).
- Траву, деревья поджигать?
(Нет).
- Цветы из лейки поливать?
(Да; дети хлопают).
- Газ без взрослых зажигать?
(Нет).
- Утюг включенным оставлять?
(Нет).
Воспитатель: — Скажем вместе – «С огнем нельзя играть!»
8). Физкультминутка с пальчиковой гимнастикой.
«01» – набираем (пальцами показываем) Пожарных вызываем, Пожарные идут (шагают), Огнетушитель несут (руки у груди),
Открывают, струю воды в огонь направляют
(руки то в одну, то в другую сторону).
Воспитатель читает отрывок из сказки «Как Тимоша царевну спас».
Воспитатель: — Чтобы не было в доме беды Все запомнить должны. Правила пожарной безопасности Надо знать и выполнять.
Чтоб пожара избежать, С огнем нельзя играть.
9) Рефлексия:
Воспитатель: — Мне понравилось с вами играть! А вам?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Что-то было для вас сегодня новое?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Какая игра вам больше понравилась?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Что было трудным для вас?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Что было для вас интересным?
(Ответы детей)
Воспитатель с детьми подводят итоги, делятся впечатлениями.
|