Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Казакова Наталья Викторовна, воспитатель Полысаево 2015
Цель: расширение представлений детей о правилах пожарной безопасности и средствах пожаротушения.
Задачи:
закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о причинах возникновения пожаров;
научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара; развивать логическое мышление;
отрабатывать навыки детей как правильно набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес); стимулировать развитие связной речи;
закрепить знания о способах тушения пожара; умение ориентироваться в проблемных ситуациях; в процессе физкультурной минутки выполнять упражнения в соответствии текста;
познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении, способу защиты с помощью плотной ткани; совершенствовать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
научить рисовать нетрадиционным способом – цветным песком;
воспитывать уважение к памяти павших бойцов (Вечный огонь); желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонка, телефон, иллюстрация огня; для опыта: фарфоровая чашечка, спиртовка, металлические щипцы, таз с водой, салфетка, полотенце; плакат с нарисованным контуром вечного огня, цветной песок (красный, оранжевый, желтый), клей ПВА; раздаточный материал на каждого ребенка: перфокарты с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных, стаканчики с фломастерами;
Словарная работа: пожароопасные предметы, эвакуироваться, диспетчер, копоть
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, пословиц, рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотр познавательных мультфильмов, рисование на тему пожарной безопасности.
Методические приемы: фантазирование под музыку, триз «Хорошо-плохо», работа с перфокартами «Пожароопасные предметы», словесная игра «Вызов службы спасения», проблемная ситуация, физминутка, опыт, рисование цветным песком.
Ход НОД
1. Вводно-организационная часть: мотивация на деятельность, эмоциональный настрой.
Детям предлагается прослушать небольшой отрывок из музыкального произведения «Танец огня», в полной тишине с закрытыми глазами. Дети рассказывают о своих представлениях.
- А мне представился тихий, сумрачный вечер, по комнате медленно расползается темнота, а на столе… Хотите узнать, что я увидела на столе? Слайд — Горящая свеча (видео)
2. Основная часть (объяснение нового, расширение имеющихся знаний, практическая работа)
- Огонь завораживает человека, когда мы сидим у костра или у печки, или просто глядя на зажженную свечу. Огонь с одной стороны может быть хороший, добрый, а с другой — плохой, злой.
- Когда огонь — хорошо, когда плохо? (ответы детей)
- Что было, если б человек так и не научился управлять огнем? Давайте вместе подумаем, что может стать причиной пожара? (Шалости со спичками, зажигалками, свечками, незатушенный костер, неисправные электроприборы, бенгальские огни, петарды). Причиной пожара может стать невнимательность (забыли выключить электроприборы) или по природной стихии (молния, землетрясение).
Воспитатель показывает перфокарту с изображением различных предметов (кукла, свечка, спички, фен, фломастеры, кубики, конструкторы, утюг, бенгальские свечки, зажигалка, дезодорант, компьютер)
- Ребята, представьте, что к вам пришли гости. Будьте внимательны, не со всеми предметами можно играть. Посмотрите на картинку. Из перечисленных предметов зачеркните те, игры с которыми могут привести к пожару.
- Проверим друг у друга (передают друг другу карточки)
- Если вы остались дома одни и почувствовали запах дыма и гари. Что нужно делать? (быстро сообщить пожарным. Звонить 01)
Слайд — 01
- Как вы думаете, почему телефон службы спасения 01?
– потому что 01 – простой, его всякий запомнит
– 01, короткий, на пожаре дорога каждая минута
– 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать.
- С мобильного 112
Слайд – 112
- Что нужно сообщить пожарным, чтобы они быстро приехали?
На экране сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации. Выбирается один ребенок, который будет выполнять роль пожарного диспетчера.
- Антон будет пожарным диспетчером, а вы пострадавшими.
- Пожарная часть слушает? Что случилось? Ваш адрес? Спасибо. Вызов принят.
- Ребята, а если нет телефона в доме, где случился пожар? (Нужно громко звать на помощь)
Звучит пожарная сирена. Воспитатель прикрепляет иллюстрацию огня на дверь приемной.
- Что это за звук? Что случилось? Что надо делать? (Будем эвакуироваться)
-Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара?
-Чем можно еще можно тушит пожар? (земля, песок, снег, вода, ткань)
- Ребята, а теперь мы с вами пожарные и надо срочно потушить пожар в приемной
1-2-3-4 Кто шагает дружно в ряд, (дети шагают друг за другом) Мы пожарников отряд. (руки к плечам, вверх) От жары горит лицо, (приседания)
Мы огонь возьмём в кольцо. (руки в стороны, делают круг) Едкий дым колюч и горек. (приседания) Тут поможет лишь топорик. ( «Топориком» делают махи руками) Пламя в щели так и бьёт. (приседания)
Прорублю я в стенке ход. ( «Топориком» делают махи руками) Багром дотянусь до горящих досок, (поднимаются на носки) Лопатою пламя зарою в песок. (изображают движения лопатой)
-Ребята во время пожара опасен не только огонь, но и дым. В дыму ничего не видно и тяжело дышать.
Воспитатель предлагает детям провести опыт. Держит над пламенем спиртовки (на расстоянии 4 см.) фарфоровую чашку. Через некоторое время появится копоть. Предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернение и убедиться, что оно пачкает руки. Вывод: опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух. При вдыхании эта копоть попадает в легкие.
- Как вы думаете, что нужно делать в задымленном помещении, чтобы не задохнуться?
- Самый простой способ: нужно смочить ткань водой и прикрыть нос и рот мокрой тканью и дышать через нее, идти, низко наклоняясь к полу.
Воспитатель показывает как правильно дышать через мокрое полотенце.
- Ребята, мы сегодня много говорили о вреде огня, а какая от него польза?
- Скоро вся страна будет отмечать День Победы, люди будут нести цветы к вечному огню. Что такое Вечный огонь? (Он символизирует память о ком-либо или о чем-либо, память о павших бойцах)
Слайд – Вечный огонь (видео)
- Я предлагаю нарисовать вечный огонь, но необычным способом — цветным песком.
Дети наносят клей на нарисованный контур вечного огня и засыпают его красным, оранжевы, желтым песком.
3. Заключительная часть (рефлексия).
- Ребята вы сегодня были такие молодцы. А что вы сегодня узнали нового?
- Какое самое главное правило мы должны сегодня запомнить? (Всегда и везде соблюдать правила пожарной безопасности)
- Вы так порадовали своими знаниями и умениями, и я уверена, что в беде вы не только сами спасетесь, но и поможете своему товарищу, и всегда будете соблюдать правила пожарной безопасности.
- Человеку друг-огонь, только зря его не тронь!
Игра «составь правило по картинке»
Перед детьми сюжетная картинка, надо по ним составить правила поведения
Нельзя играть со спичками
Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых
Нельзя сушить белье над открытым огнем
Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы
Не играй с бенгальскими свечами и не подноси их к елке
Нельзя зажигать костры детям
Нельзя оставлять непогашенные костры при пожаре звонить 01
Ты о пожаре услыхал, Скорей об этом дай сигнал Смело трубку в руку взять 01 сумей набрать
И назвать еще потом Город, улицу и дом, И квартиру, где живете И с каким она замком
И еще сказать: «Даю вам Фамилию свою» Так же номер телефона У которого стою.
А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.
Познакомить со средствами пожаротушения, овладеть с приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими ми предметами, с помощью которых можно потушить пожар
Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань.
Какие правила поведения при пожаре вы знаете? (использую плакат)
Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара?
|