Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой, среднесрочный (8 недель).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: 8 недель.
Актуальность: Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни — важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники.
Скачать конспект
Поэтому определена следующая проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту пожарной безопасности. Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. С этой целью был разработан проект «Осторожно! Огонь!» При реализации проекта дети 4 – 5 лет в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Игра для детей — это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра — это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.
Проект организован с детьми 4 -5 лет, количество детей 19 человека. Активное участие в создании предметно-пространственной развивающей среды приняли родители. Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: НОД, тематические беседы, чтение литературы; совместную деятельность педагога с детьми: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин.
Основополагающий вопрос.
Огонь друг или враг?
Проблемные вопросы.
Что делать, если случиться пожар?
Что делать, чтобы никогда не было пожара?
Продукт проектной деятельности:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме
- создание игрового пространства по теме (самостоятельные сюжетно-ролевые, образно-ролевые, режиссерские игры)
- сюжетно-ролевая игра «Пожарники»
- выставка совместного творчества детей и родителей «Осторожно! Огонь!».
Цель проекта. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и способами поведения в экстремальных ситуациях. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил пожарной безопасности.
Задачи:
- расширять представления детей о правилах пожарной безопасности
- учить детей поведению в экстремальных ситуациях
- дать представление о предметах, которыми детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые плиты, печки
- познакомить со средствами пожаротушения (пена, песок, вода)
- познакомить детей с профессией пожарного
- обогащать словарь детей в соответствии с темой
- развивать осознанное отношение к ситуациям опасным для жизни и здоровья людей
- способствовать установлению и пониманию детьми причинно-следственных связей в ситуациях действия человека с огнем
- развивать осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.
- воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасной профессии
- воспитывать чувство самосохранения.
Этапы реализации проекта:
Организационный: познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. Определение целей и задач.
Деятельностный подход: создание условий для самостоятельной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
Беседы, игры и упражнения о правилах пожарной безопасности, чтение стихов и рассказов о пожаре, пожарных, пожароопасных предметах.
Заключительный: выставка и презентация поделок детей, выполненных совместно с родителями «Осторожно! Огонь!».
Предполагаемый результат:
Работа над проектом позволит обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
|