А. М. Элеменкина МАДОУ «Детский сад «Солнышко» Красночетайского района Чувашской Республики
Аннотация. В статье рассматриваются условия формирования у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности. Проанализированы научные исследования по данной проблеме. Выявлены особенности формирования основ безопасности жизни в игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: безопасность жизни, безопасное поведение, основы безопасности жизни в игровой деятельности, средний дошкольный возраст.
Основу здоровья человека составляет безопасное поведение. Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является
результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Поэтому, необходимо уделять особое внимание формированию основ безопасности жизни именно в дошкольном возрасте.
Средний дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку 4-5 лет планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и
безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем
следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является формирование основ безопасности жизни у детей среднего дошкольного возраста и стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за свои действия. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в своей жизни, на практике.
Вопросы формирования основ безопасности жизни у детей
среднего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
В последние годы проблема основ безопасности жизни детей
дошкольного возраста находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений ( «Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом формирования основ безопасности жизни у детей среднего дошкольного возраста, и позволяют обеспечить повышение его качества. Предметно-пространственная развивающая среда должна служить интересам детей, обогащать развитие опыта безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста, обеспечивать зону ближайшего развития, побуждать делать осознанный выбор, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
В воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения широко используются игра и ситуативно-имитационное моделирование как методы закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений.
В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности, способы обращения с потенциально опасными предметами, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности – отличная возможность. Эмоциональные переживания, которые дети испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения.
Преимущество использования игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;
- поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон
В игре развивается свободное общение ребенка с взрослым и детей между собой в процессе освоения способов безопасного поведения, помощи друг другу, правил поведения в стандартных или опасных ситуациях. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения.
В игре ребёнок развивается как личность. Подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни. Разные навыки приобретённые ребёнком, переносятся им в игру. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Применение игровых атрибутов вызывает у дошкольников желание играть, активизирует их психические процессы.
Таким образом, безопасность – важнейшая потребность, удовлетворение которой, является необходимым условием нормального существования и развития и формируется через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность.
Литература:
- Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова и др. – Москва: Академия, 2012. ? 15 с.
- Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет [Текст] / Л.Л. Тимофеева. Справочник старшего воспитателя. — 2015. — №7. – 3-15 с.
- Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры [Текст] /Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. — № 2. – 8-15 с.
- Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – Москва: Педагогическое общество России, 2011. – 80 с.
|