Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
Позвольте, представится: Я, Лобова Анна Николаевна, педагогический стаж по специальности 10 лет, работаю на группах дошкольного возраста, представляю МБДОУ № 63.
Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.
В связи с этим была определена цель работы:
Цель:
Разработать систему совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Перед собой поставила следующие задачи, которые представлены на экране:
Задачи:
- Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду.
- Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе.
Новизна опыта состоит включение в образовательную деятельность мультимедийный презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Теоретическим фундаментом опыта работы являются:
- К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
С.Мартынов, Т. Г. Хромцова, делают акцент в предупреждении бытового детского травматизма и выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план, в который включила:
Непрерывную образовательную деятельность,
- «Кошкин дом»,
- «Опасные предметы дома»,
- «Дорожные знаки», и т. д.
просмотр видеоматериалов,
- правильное обращение с огнём,
- как правильно общаться с животными,
- как следует правильно разговаривать с незнакомцами,
- как следует кататься на лодке,
- как следует гулять в лесу,
- как вести себя на льду,
- азбука пешехода.
мультимедийных презентаций,
- Дорожные знаки
- Светофор
- Правила безопасности дошкольника
- Полезные продукты
- Прогулка в лес
- Электроприборы
игровые проблемные ситуации
- огонь – друг или враг
- дорожные знаки
- где живут витамины и. т. д.
игровое моделирование,
- «Безопасная дорога»,
- «Мой – друг Светофор», и. т. д.
игры-беседы,
- Безопасность в доме
- Осторожно микробы
- Безопасное поведение в природе
- Дорожные знаки и др.
игры-инсценировки,
- Поехали!
- Юные пожарные
- Правила дорожного движения и др.
прогулки, экскурсии,
- прогулка на пищеблок,
- прогулка в мед. кабинет
- по территории детского сада,
- за территорию детского сада.
дидактические игры,
- "Источники опасности",
- "Знаешь ли ты?",
- "О чём говорит светофор",
- "Четвёртый лишний ",
- "На прогулке",
- "Телефон", итд.
Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования
- Дорожная безопасность,
- правила дорожного движения,
- витамины – опасно, или не опасно.
Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.
В группе создаются условия, макет «Улица города», развивающие плакаты –
«В гостях у Мойдодыра», «Опасные предметы», «Кому что нужно для работы», дидактические игры — «Часы безопасности», «Опасно-неопасно», «Лото безопасности», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Помощники на дороге», «На чем люди ездят», «Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность», «Здоровье», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки.
Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями.
Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы.
В этом году родителям было предложено анкетирование на тему:
«Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»,
проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы»,
были предложены различные консультации, по темам недели, например: «безопасного поведения на улице», «безопасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Правила поведения зимой».
Совместно с родителями был составлен и реализован краткосрочный, исследовательский проект «Безопасность на дорогах», с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Таким образом, в результате проведенной работы: Считаю цель работы достигнутой и задачи решенными. Благодаря созданию таких условий дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Перспективы дальнейшей работы связываю с продолжением работы над данной темой.
Литература:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;
- Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999. 4.
- Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС;
- А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11;
- Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990.
|