Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возрастаДементьева Евгения Алексеевна
Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «№25 с. Ясные Зори Белгородской области

Работа принимает участие в конкурсе "Воспитатель года - 2013"
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предоставляю вам свой педагогический опыт на тему «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.
Работа по воспитанию безопасного поведения должна   носить комплексный характер.  Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная     психологическая     реакция   на      опасность,    которая   свойственна взрослым.


Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников.
Длительность работы над опытом
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг.
Работа над опытом проходила поэтапно:
1 этап (2010-2011) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.
2 этап (2011-2012) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап (2012-2013) – аналитик –обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию  общих выводов, обобщению опыта.
Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей
Свободную самостоятельную деятельность детей
Цель  работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;
2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;
3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения;
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;
5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения;
6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
Новизна педагогического опыта работы  заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех  видах образовательной  деятельности и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
В опыте показан путь адаптации федеральной программы
« Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Работа в нашем МДОУ осуществляется по основной программе «Детство»  и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стёркиной. Главной задачей, которой  является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.
В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения.  Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
Для предупреждения опасных ситуаций  знакомим с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих  на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Так же использую несколько принципов организации работы.
•    Принцип полноты.
•    Принцип системности.
•    Принцип интеграции.
•    Принцип преемственности взаимодействия ребенка в условиях ДОУ и в семье.
•    Принцип доступности содержания детям.
•    Принцип возрастной адресованности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных видах детской деятельности
коммуникативной
познавательно-исследовательской
продуктивной
трудовой
физкультурно-оздоровительной
музыкально - художественной
игровой
Работа с родителями
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
В результате опыта  была подтверждена гипотеза:  формирование основ безопасности    жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий:
Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
Разработке системы воспитания  и  обучения для  детей;
Определение условий организации образовательной среды в МДОУ 
Использование различных форм и методов работы в тесном взаимодействие детского сада и семьи.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам   безопасности жизнедеятельности детей способствует:
Формированию чувства безопасности у детей;
Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
Закреплению  у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
Предупреждению детского травматизма;
Развитию самостоятельности и ответственности.

 

 

Просмотров: 1175
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Егорова Гульнара Саломовна. Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
  • Павленко Наталья Викторовна. «Система работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Мокроусова Лидия Владимировна. Создание условии работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Мусина Гульнара Альбертовна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Тухтамышева Анна Сергеевна. Основные направления и формы работы в детском саду по воспитанию безопасного поведения детей
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок
  • Павел Пискарев. Формирование навыков безопасного поведения на дороге
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Крутова Мария Александровна. Конспект занятия в подготовительной группе по формированию навыков безопасного поведения на дороге. 'Любознательные Фиксики в гостях у ребят'
  • Жулина Наталья Владимировна. Мастер – класс для педагогов «Лэпбук в работе с детьми по формированию основ безопасного поведения»
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Парначева Юлия Михайловна. Творческий проект «Формирование основ безопасного поведения с незнакомыми людьми»
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Файзуллина Венера. Сценарий организованной образовательной деятельности по правилам безопасного поведения на дороге для детей средней группы
  • Михалева Оксана Леонидовна. 3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города
  • Ольга Викторовна Калиниченко. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Детский сад. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь