Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №57 «Соловушка» г. Альметьевска»
Обобщила: воспитатель 1 квалификационной категории Гульнара Саломовна Егорова РТ, г. Альметьевск, 2017г.
Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.
Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Формирование основ безопасности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с «безопасностью на дороге», посредством правил дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Скачать: Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста (презентация)
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Поэтому в дошкольном учреждении расширены формы и организация работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах. Анализ показал, что 60% информации дети получают на организованных занятиях, которые планируются эпизодически и лишь 40% — в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей, как из неформальных форм взаимодействия, на тему «Отношение родителей к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в ДОУ», показало, что 87% опрошенных родителей интересуются, увлечены, и уделяют внимание безопасному поведению детей на дорогах; а 13% родители требуют внимания к себе по направлению профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель работы: Организация видов деятельности по формированию правил безопасного поведения на дорогах, способствующих развитию детей (п. 3. 2. 5. ФГОС ДО).
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- Оценивать образовательные результаты, формируемые в разделе «Безопасность на дороге» ОО «Социально-коммуникативное развитие» и осуществлять мониторинг (совместно с педагогом-психологом) личностных качеств.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
- Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
Ведущей педагогической идей опыта становится в определении путей повышения эффективности формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения посредством социально-значимых подходов, которые позволяют стимулировать детей к сознательному изучению правил безопасного поведения, опираясь на опыт и социальную активность взрослых.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года по май 2018года и разделена на несколько этапов.
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года. Данный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня сформированности у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.
II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2014 – март 2017 года.
Были разработаны и апробированы в условиях дошкольного образовательного учреждения: перспективные планы, цикл занятий по формированию основ безопасного поведения на дорогах с воспитанниками 3-7 лет, согласно плану – программы «Автостоп». Применение инновационных технологий: социально-значимые акции, проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ, СМИ, интервьюирование, квесты, сетевое взаимодействие, игровая деятельность, школа игровых наук, телемост, инструктажи безопасности. Организовывала просветительскую работу с родителями, направленная на привлечение внимания детей, родителей, общественности к вопросам безопасности на дороге.
III этап – заключительный (контрольный) – март 2017 – май 2018 год.
Мониторинг уровня сформированности готовности детей дошкольного
возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах в соответствии с ФГОС ДО на заключительном этапе показал успешность выбранных современных форм работы для решения обозначенной педагогической проблемы.
Ожидаемый результат:
- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил безопасного поведения на дорогах посредством разных видов деятельности;
- сформированы представления о последствиях нарушения правил;
- включение в активную познавательную деятельность;
- сформирован устойчивый интерес у родителей к совместной деятельности с детьми.
В своей деятельности руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ);
- Законом Республики Татарстан (от 22. 07. 13г №68-ЗРТ) «Об образовании» (с изменениями17. 11. 2017г);
- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2017; Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО и Н РФ от 17 октября 2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Воспитательно-образовательный процесс по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста ведется на основании следующих программ:
- Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Соловушка» г. Альметьевска» №57, 2015-2018г;
- Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014;
- Региональному стандарту «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» под редакцией Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина, Казань 2008;
- Региональной образовательной программе дошкольного образования «С?еныч” – “Радость познания”, разработанная в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта автор Р.К. Шаехова, Казань: Магариф – Вакыт, 2016;
Разработан комплексно-тематический план, на его основании перспективный план работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Безопасность», который (раздел) осуществляется 1 раз в месяц. План работы по профилактике и предупреждению ДДТТ на учебный год планируется по следующим направлениям:
- работа с детьми: минутки безопасности, наблюдения, беседы, чтение худ. произведений, театрализованная деятельность, образовательная деятельность педагога с детьми, организация дидактических и сюжетно-ролевых игр, участие в конкурсах поделок и рисунков, решение логических задач и дорожных ситуаций, целевые прогулки и экскурсии, выступление агитбригады.
- работа с родителями: родительские собрания, акции, участие в семинарах, конференциях, выставках, конкурсах, праздниках и развлечениях, выпуск памяток и листовок, недели открытых дверей, школа игровых наук «Вместе весело играть», телемост, велозаезды, велогонки, обучающие практические занятия на дорогах, интервьюирование, анкетирование, родительско-педагогические пробег.
В детском саду функционирует мини-библиотека, где собрана детская художественная литература и учебно-методическая для родителей. В холе детского сада размещены обучающие стенды для детей и информационные для родителей. В группе используются: дидактические игры, наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материалы при организации образовательной и игровой деятельности. Действующая совместная творческая выставка радует детей и родителей. А на официальном сайте ДОУ в разделе «Безопасность» родители узнают об изменениях и дополнениях в Правилах дорожного движения, о конкурсах, результатах и о жизни детей в детском саду.
Сетевое взаимодействие как одна из форм, повышения эффективности работы по формированию у дошкольников представлений о безопасном поведении детей на дорогах. Такая форма позволяет расширить социальное партнерство и поделиться опытом работы внедрения инновационных образовательных программ, содействует пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма с привлечением взрослых:
- РОСТО ДОСААФ, директор Гилязетдинов Ильдар Агзамович /экскурсионный выезд детей, родителей и сотрудников МБДОУ, 2 апреля 2014г. /
- ОГИБДД отдел МВД России по Альметьевскому р-ну, инспектор по пропаганде Гарипов Шамиль Гамилевич /участие в родительских собраниях, акциях/
- Территориальное Управление Государственного Бюджетного Учреждения «Безопасность Дорожного Движения» в г. Альметьевск начальник Л.М. Рафигуллина /участие в создании специализированного комплекса «Дорожная азбука», обустройство площадки «Автогородок», участие в акциях, выпуск агитационных плакатов и листовок, организация и проведение ежегодного конкурса по профилактике и предупреждению ДДТТ «Светофорик» /.
В течение 4-х лет приняли участие в профессиональных и творческих конкурсах разных уровней, где были отмечены сертификатами и дипломами:
Городской конкурс чтецов «Дорога безопасности» — среди воспитанников ДОУ АМР /воспитанник Ходеева Евгения, Диплом победителя, 2014г.; грамота за авторство воспитателю Егоровой Г.С. по приказу УО АМР РТ № 562 от 23. 04. 2014/;
- Семейная викторина «Это — мой ребенок!» по профилактике и предупреждению ДДТТ с участием начальника ТУ ГБУ «БДД» Л.М. Рафигуллина /22 апреля 2014года/
- распространение опыта работы по БДД на интернет- сайте Исполкома АМР и сайте управления образования Альметьевского муниципального района, а также в СМИ
Участник городского конкурса по профилактике и предупреждению ДДТТ «Светофорик» /Диплом 2 место – 2014г., 2017/;
Участник городского спортивного мероприятия «На приз Деда Мороза» по формированию правил безопасного поведения на дорогах и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни /Диплом 1 место – 2015г. /;
Организаторы городского конкурса «На приз Деда Мороза» 2018г.
Участие в городском конкурсе «Лучшее оформление велосипеда и костюма участника велозаезда» /Диплом 1 место – 2016г/;
Участник Регионального семинара-практикума:
- Практикум: «Использование инновационных технологий по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах формирования правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста» (из опыта работы педагогов городского методического объединения «Школа безопасности» по проблеме «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников безопасному поведению на дорогах и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма» г. Азнакаево /программа, сертификат от 20 апреля 2017г/
- Презентация: «Совместная деятельность педагогов по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста и пап с ребенком в игре KВЕСТ TRAVEL «С папой безопасно!» (из опыта работы педагогов городского методического объединения «Школа безопасности» по проблеме «Преемственность организации работы по ПДД (семья – детский сад — школа) г. Лениногорск, программа — 2017г
- Выступление из опыта работы «Инновационные формы работы с дошкольниками родителями в рамках реализации ФГОС ДО по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста» по проблеме « «Инновационные формы работы с дошкольниками родителями в рамках реализации ФГОС ДО» г. Набережные Челны, / справка, программа, 25 октября 2017г/
- член жюри городского Смотра – конкурса «Мир семьи на дороге без опасности» /апрель 2015г. /; городского мероприятия игры КВЕСТ ТRAVEL «С папой безопасно!» /Благодарственное письмо Приказ УО №234 от 16. 03. 017г/
- участник городского конкурса видеороликов «Зеленый патруль» среди ДОУ АМР РТ /Диплом победителя ДОУ, октябрь 2017г. /
На протяжении 3-х лет являюсь секретарем городского методического объединения «Школа безопасности».
Выводы:
Таким образом, использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в транспортном мире. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, сотрудников ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
ПЛАНЫ НА 2017-2019гг:
- Искать пути достижения образовательных ресурсов и способов из реализации;
- Формировать детско-взрослые общества, с целью партнерских отношений и сетевого взаимодействия;
- Разработать цикл опытно – экспериментальной деятельности по формированию правил безопасного поведения на дорогах и внедрить в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста;
- Педагогическая поддержка в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ.
|