ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Ткаченко Татьяна Митрофановна воспитатель МДОУ Советский детский сад общеразвивающего вида Алексеевский район Белгородская область
На сегодняшний день очень остро стоит проблема безопасности дошкольников на улицах городов, сел и посёлков. Растет число личных автомобилей на наших дорогах. К сожалению, число дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах России резко возросло.
Дети — это великая ценность человечества. Кто, как не мы, взрослые, должны заботиться о наших детях. Учитывая, что, будучи еще совсем маленькими, они уже становятся участниками дорожного движения. Для этого необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это начальный этап и тот период, когда формируется личность человека. Поэтому, очень важно, именно в этот период начать знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в подсознании навсегда. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Большую часть дня дети дошкольного возраста проводят в детском саду, именно там они могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых, это родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице в дошкольной организации проводится уже в младшем возрасте. При этом педагог четко знает все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде;
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Данная задача, в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников, дифференцируется на ряд частных задач: развитие у детей внимания, наблюдательности, формирование координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения, повышение уровня психофизических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице, формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.
Следует отметить, что данные задачи решаются в следующих образовательных областях:
- «Познавательное развитие» познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога — проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый)
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт)
- «Художественно-эстетическое развитие» – организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
- «Речевое развитие» – развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- «Физическое развитие» – развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Этот воспитательно-образовательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не является одноразовой акцией. Она проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру.
Исходя из цели и задач следует: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
Для решения этой цели в младшей группе «Солнышко» нами были поставлены следующие задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Сформировать знания безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира познакомить с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками.
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- Воспитывать потребность у детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, быть осторожными и осмотрительными.
Для этого нами был составлен перспективный план интегрированных занятий и мероприятий по данному направлению.
Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды.
Непосредственно в нашей группе младшего дошкольного возраста созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:
- методический и дидактический материал с дидактическими играми по правилам дорожного движения;
- макет дорожного перекрестка с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками;
- транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, строительная техника).
- книги разных авторов на соответствующую тематику;
- строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера;
- настольно-печатные игры;
- художественные произведения по правилам дорожного движения;
- книжки-раскраски, альбомами со стихами и загадками;
- иллюстрации об опасных в жизни детей ситуациях;
Дети играют в игры и рассматривают иллюстрации под руководством взрослых, так и самостоятельно. Организованный уголок по ПДД в группе дает возможность детям в любое время подойти и рассмотреть пособия по данной теме, дидактический стол дает возможность поиграть с игрушками.
В своей работе нами использованы имеющиеся в группе плакаты по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. В течение года знакомили детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:
- Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»
- Житков Б. «Что я видел, светофор»
- Северный А. «3 чудесных цвета»
- Клименко В. «Кто важнее всех на свете!»
«Происшествие с игрушками»
- Турутин С. «Для чего нужен светофор»
- Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»
Знакомство детей с правилами дорожного движения проходило систематически и последовательно в различных видах деятельности. Во время целевых прогулок мы обращали внимание детей на движение пешеходов, транспорта. Знакомили с улицей, с понятиями «светофор», «тротуар», «зебра», «пешеход», «переход», «машина». Уточняли название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания детьми закреплялись в процессе образовательной деятельности: на аппликации — наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений – различать красный, желтый, зеленый цвет; на конструировании – строительство улицы, дороги. Все свои действия сопровождали словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На образовательной области «физическая культура» малышей учили двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводили подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет».
Таким образом, у детей накопился опыт движения по улице, обогатился их словарный запас, повысился уровень пространственной ориентировки. При проведении НОД для детей младшей группы «Зайка в гостях у детей» были поставлены следующие цели и задачи: Закрепить знания детей о дорожных знаках, светофоре, пешеходном переходе, их функциях, их значении для людей. Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар (дети с заданием справились).
Большое внимание уделяли дидактическим играм ( «Собери правильно дорожные знаки», «Узнай на картинке транспорт», «Составь автомобиль», «Соблюдай правила движения», «Зажги огоньки», «Дорожное лото»),
игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии ( «Построй улицу»). По окончанию организованного мероприятия дети попадали в предметно-развивающую среду группы, где могли применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Во второй половине года организовывались сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по улице идем», на которых дошкольников учили правильному поведению на улице, знакомили с дорожными знаками.
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным лишь при условии, что работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, мы использовали разнообразные формы:
- оформление стенгазеты для родителей «Правила дорожного движения»;
- фотоальбом «Дорожная азбука»;
- консультации;
- папки-передвижки
- участие родителей в укреплении материально-технической базы;
- выпуск буклетов;
- тематические родительские собрания: «Безопасность детей на улицах», «Знай правила движения, как таблицу умножения»;
- анкетирование;
- совместные выставки рисунков, макетов, поделок;
- составление безопасного маршрута в детский сад.
Анкетирование показало, что родители придают большое значение изучению правил дорожного движения.
Родители остаются незаменимыми помощниками в организации встреч, экскурсий, изготовления различных атрибутов: знаки, макеты, игры, костюмы, подбора и оснащения необходимым материалом (создание детской библиотечки, коллекции машин).
Была проведена большая работа с родителями, знакомили их с программными требованиями, привлекали к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми.
На родительских собраниях было рассказано о проводимых в дошкольных учреждениях мероприятиях, выяснилось, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице. Был составлен «безопасный маршрут» к детскому саду.
С целью закрепления у дошкольников знаний по безопасности дорожного движения нами, педагогами использовались тесты, памятки по данной проблеме, они были направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления.
Итогом нашей работы в группе по освоению детьми знаний правил дородного движения стали следующие достижения:
- участие в конкурсах (Муниципальный конкурс стенгазет «За безопасное детство» 2 место в номинации «Самая красочная стенгазета»);
- организация выставки детских работ (поделки, рисунки, аппликации, сказки);
- организация выставки совместных работ с родителями.
Следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат — посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. Важные знания пригодятся им в жизни. Очень надеемся, что наши воспитанники станут примерными пешеходами, всегда будут правильно вести себя на дороге и в общественном транспорте.
|