«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах города, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин ДТП. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества.
В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах. Наибольший вклад внесли работы следующих исследователей: О. А. Скоролуповой, С. Н. Черепановой, Т. Г. Кобзевой, Т. А. Шорыгиной и др.
Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению ДТП в дошкольных учреждениях. В практику детского сада в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных ситуациях на дороге. Это программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.), методическое пособие “Дорога, ребенок, безопасность” Н.И. Клочанова, цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста “Ребенок на улице” А.А. Вдовиченко.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
1. Цель и задачи педагогической деятельности
Цель моей работы — формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Работа по проблеме организовывалась по следующим направлениям
- Ребенок – пешеход
- Ребенок – пассажир
- Ребенок – водитель (велосипеда, самоката)
Формирование у детей подготовительной группы навыков безопасного поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения организовывалось и осуществлялась через все виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной, восприятие художественной литературы, конструирование из разного материала
Для решения поставленных задач был разработан перспективный план по формированию у детей подготовительной группы навыков безопасного поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения. В представленном плане организация работы по проблеме предусматривается во всех видах детской деятельности. Для реализации перспективного плана подобраны: картотеки дидактических игр, картотека подвижных игр, картотека литературных произведений по ПДД. Формированию навыков безопасного поведения на дороге способствует сюжетно-ролевая игра. Игры подбирались соответственно направлениям работы с детьми по проблеме:
Ребенок – пешеход – С/р игра «Мы по улице идем», «Пешеходы и водители»
Ребенок – водитель – С/р игра «Велосипедисты»
Ребенок – пассажир – С/р игра «В автобусе», «В машине»
Результаты продуктивной деятельности (рисунки, аппликация) стали экспонатами выставки творческих работ «Мы — грамотные пешеходы»
Большое значение уделялось применению ИКТ технологиям: просмотр мультимедийных презентаций, обучающих видеофильмов, использование мультимедийных дидактических игр. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения ИКТ обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Для реализации поставленных задач по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах города необходимо создать в группе развивающую предметно- пространственную среду по ПДД.
В группе организован центр «Островок безопасности», в котором представлен разнообразный материал: наглядный – иллюстрации, наборы картинок, книги, классификационные таблицы «Транспорт». Дидактические игры, макеты дорожных знаков, светофора, атрибуты инспектора ГИБДД, макеты «Автогородок», «Проезжая часть», «Наш двор», сделанные самими детьми
Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах не возможна без участия родителей детей.
При взаимодействии с семьей широко использовались совместные формы родителей и детей. Такой формой стало проведение акций «Зебра», «Ремень безопасности», «Перекресток» «Грамотный пешеход». Дети готовили для родителей буклеты, памятки, информационные плакаты, брали интервью.
Так же использовались и традиционные формы: в приемные группы организован стенд «Правила дорожного движения», на котором размещены консультации для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах города.
|