Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Разработал: Фирсова Анастасия Николаевна Воспитатель средней группы Содержание:
Введение 1. Методологические основы системы работы 2. Концепция • Направления работы • Модель выпускника • Ожидаемый результат
Скачать: Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» (полный конспект)
3. Алгоритм действий по выполнению системы работы 4. Технология работы по усвоению содержания системы работы 5. Модель взаимодействия 6. Содержание работы с воспитанниками 3-4 лет • 1 этап: подготовительно – диагностический • 2 этап: внедренческий • 3 этап: аналитический 7. Содержание работы с воспитанниками 4-5 лет • 1 этап: подготовительно – диагностический • 2 этап: внедренческий • 3 этап: аналитический 8. Содержание работы с воспитанниками 5-6 лет • 1 этап: подготовительно – диагностический • 2 этап: внедренческий • 3 этап: аналитический 9. Содержание работы с воспитанниками 6-7 лет • 1 этап: подготовительно – диагностический • 2 этап: внедренческий • 3 этап: аналитический 10. Литература
Введение
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит задача формирования навыков безопасного поведения у детей, начиная с трехлетнего возраста. Детский сад работает по программе «От Рождения до школы», в которой вопрос обучения воспитанников безопасному поведению на дороге освещен начиная со старшего дошкольного возраста. Кроме того, программой предлагается система занятий на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н, Стеркиной Р.Б. «Безопасность». В то время как, в Федеральных государственных требованиях формами работы становятся: игры, проектирование, образовательная ситуация. В результате чего возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная с младшего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы. С этой целью была разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Методологические основы. Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Поэтому очень важно помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в дорожно-транспортной среде. Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса, направленного на формирование устойчивых знаний и навыков правил поведения на дороге. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Навык - способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.
Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения основывается на следующих принципах.
Принципы реализации системы работы
1. Принцип взаимодействия Дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
2. Принцип взаимосвязи. Причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной). 3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации. 4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. 5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и воспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Концепция.
Работа по воспитанию безопасного поведения на дороге не будет иметь результатов, если будет проходить в форме одноразовых акций. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно с ориентацией на четко обозначенную цель.
Цель: Воспитанник, со сформированными навыками безопасного поведения на дороге.
Задачи: 1. Формировать знание воспитанников об улице, дороге, перекрестке и элементарных правилах пешехода. 2. Формировать у воспитанников навыки и умения ориентироваться в дорожной обстановке и замечать опасные ситуации. 3. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве. 4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. 5. Привлечь к взаимодействию по данному направлению родителей воспитанников.
Направление работы
-С воспитанниками -С родителями (законными представителями).
Модель воспитанника 3-4 лет.
1.Знает значение слов: улица, дорога, проезжая часть. 2. Знает работу пешеходного светофора, сигналы светофора. 3. Различает виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой), знает строение автомобиля, для чего нужны автомобили.. 4. Ориентируется в окружающем пространстве (дорога, тротуар). 5. Знает элементарные правила пешехода (идти по проезжей части спокойно, за руку с взрослым. Двигаться только на зеленый сигнал светофора).
Модель воспитанника 4-5лет.
1.Знает значение слов: дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток. 2.Знает работу пешеходного светофора (красный, зеленый сигналы) их значение. 3.Знает значение дорожного знака: «Пешеходный переход» «Пешеходная дорожка». 4.Знаком с разными видами транспорта (пассажирский, грузовой), с их особенностями. 5.Знает элементарные правила пешехода (ходить спокойным шагом, переходить дорогу по пешеходному переходу). 6.Ориентируется в окружающем пространстве (дом, дорога, тротуар, детская площадка). 7.Понимает возможную опасность при нарушениях пешеходом правил поведения на дороге.
Модель воспитанника 5-6 лет. 1.Знает основные части улицы (проезжая и тротуары). 2.Знает значение дорожных знаков «Перекресток», «двухстороннее движение», «Место остановки автобуса». 3.Знает работу светофора (трехцветный (красный, зеленый, желтый цвет)- для автомобилей, и двухцветный для пешеходов), их значение. 4.Знает движение транспорта (разделение проезжей части осевой линией, двухстороннее движение). 5.Знает правила для пешеходов (ходить по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу по пешеходному переходу, не выбегать на проезжую часть). 6.Знает правила для пассажиров (ожидать транспорт на специальной остановке, в транспорте вести себя спокойно, не толкаться). 7.Ориентируется в понятиях «движение слева», «движение справа». 8.Соблюдает элементарные правила пешехода без напоминаний, замечает ошибки других пешеходов при переходе дороги.
Модель выпускника
1.Знает значение слов: «микрорайон», «город», «проезжая часть», свой адрес, опасные участки около дома. 2. Знает значение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено». 3.Умеет ориентироваться по светофору (сигналы светофора и их значение) 4. Знает виды транспорта (водный, воздушный, подземный). 5. Знает световые и звуковые сигналы машин, их назначение (предупреждающий сигнал, световой сигнал при повороте). 6.Знает правила езды на велосипеде и роликовых коньках (ездить разрешается на специальных площадках и дорожках). 7.Знает правила для пешеходов (переходить дорогу на зелёный свет светофора, не играть на проезжей части дороги, при переходе посмотреть налево, потом направо, затем налево). 8. Избегает дорожных ловушек и понимает их опасность (не останавливаться при переходе дороги, не выбегать из подъезда и др.). 9.Знает правила для пассажиров (не высовываться из окон, не шуметь, уступать место старшим). 10. Ориентируется в направлении движения транспорта (слева, справа, двухстороннее), в окружающем пространстве (тротуар, площадка для игр, дорога, микрорайон). 11.Осознает опасность нарушения правил поведения на дороге, замечает ошибки других пешеходов, может сделать замечание товарищу.
Ожидаемый результат
1.Разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения 2.Определена технология усвоения содержания системы. 3.Создана развивающая среда и подобран методический инструментарий. 4.Родители – активные участники образовательного процесса по данному направлению. 5.Воспитанники имеют сформированные навыки безопасного поведения на дороге.
Технология по усвоению содержания системы работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Работа предполагает этапность от простого материала к сложному, в зависимости от возраста воспитанников. На каждом этапе выделены четыре основных блока работы: «Дорога», «Знаки», «Транспорт», «Пешеход – пассажир». Младшая группа: По блоку «Дорога» - дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, проезжая часть. По блоку «Знаки» - у детей формируются представления о назначении пешеходного светофора, работе пешеходного светофора. По блоку «Транспорт» - формируются знания о видах транспорта. По блоку «Пешеход-пассажир» - дети узнают о правилах поведения на улице, дороге.
Средняя группа: По блоку «Дорога» - дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, тротуар, перекресток, светофор. По блоку «Знаки» - у детей формируется представление о значение дорожных знаков, работе пешеходного светофора. По блоку «Транспорт» - формируются знания о видах транспорта (грузовых, пассажирских). По блоку «Пешеход-пассажир» - дети узнают об элементарных правилах пешехода.
Старшая группа: По блоку «Дорога» - дети приобретают представление о частях дороги. По блоку «Знаки» - знакомятся с новыми дорожными знаками, закрепляют знания о работе светофора. По блоку «Транспорт» - дети узнают о разделении дороги на две части, двухстороннем движении. По блоку «Пешеход – пассажир» - дети учатся правилам поведения на дороге и в транспорте.
Подготовительная группа: По блоку «Дорога» - дети знакомятся с микрорайоном, запоминают свой адрес, опасные участки около дома. По блоку «Знаки» - узнают новые дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса». По блоку «Транспорт» - закрепляют знания о видах транспорта (воздушный, водный, подземный), учатся правилам езды на велосипеде и роликовых коньках. По блоку «Пешеход – пассажир» - дети учатся оценивать дорожную обстановку, избегать опасных ситуаций на дороге.
Модель взаимодействия участников образовательного процесса. Воспитатель • чтение художественной литературы • беседы • экскурсии • конструирование • изодеятельность • досуги, развлечения • конкурсы
Родители • беседы • чтение художественной литературы • просматривание познавательных передач • изготовление атрибутов • участие в досугах
Содержание работы с воспитанниками 3-4 лет. I. 1 Этап – «Диагностический» (сентябрь)
Цель: определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте (инструментарий диагностики в приложении)
Задание №1. Цель: определить понимание воспитанниками понятий: улица, дорога, проезжая часть. Содержание: Беседа с использованием иллюстраций. Вопросы: - Что такое улица, дорога? - Для чего предназначена улица? - Где ездят автомобили? - Где должны ходить пешеходы?
Задание №2. Цель: выявить знания детей о видах транспорта. Содержание: Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта. Вопросы: - Какие бывают машины? - Какие машины называют грузовыми? - Где ездят машины?
Задание №3. Цель: определить понимание воспитанниками понятия «светофор». Содержание: Предложить воспитанникам послушать стих А. Северного «Светофор» Вопросы: - Что такое светофор? - На какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу? - Какой цвет светофора запрещается идти? - Для чего нужен светофор?
Задание №4. Цель: определить умение вести в различных дорожных ситуациях. Содержание: Чтение рассказа «Марта и Чили идут в парк» Вопросы: - Какие правила нарушили героини?
Характеристика ответов. 1. Владеет знаниями в полном объёме. Дает правильные ответы на большинство вопросов. Различает элементы дорог (улица, дорога, проезжая часть.). Определяет опасные места на дороге; объясняет их, может доказать. Составляет небольшой рассказ о дорожной ситуации. 2. Владеет знаниями частично. При ответах на вопросы допускает ошибки. Иногда проявляет неуверенность. Требуется помощь воспитателя. 3. Не владеет знаниями. Затрудняется в ответах на вопросы, или дает неправильный ответ. Во всем требуется помощь воспитателя.
2 этап – внедренческий (октябрь-апрель) Цель: Включить в образовательный процесс систему работы по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
3 Этап – «Аналитический» (май) Цель: Определить уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге.
Содержание работы с воспитанниками 4-5лет. II. 1 Этап – «Диагностический» (сентябрь)
Цель: Определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте.
Задание №1. Цель: определить понимание воспитанниками понятий: «проезжая часть», «дорога», «тротуар», «переход». Содержание: Беседа с использованием иллюстраций.
Вопросы: - Для чего предназначена проезжая часть? - Как называют людей идущих по тротуару? - Где люди могут перейти проезжую часть? - Как узнать, где пешеходный переход?
Задание №2. Цель: выявить знание детей о видах транспорта. Содержание: Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта.
Вопросы: - Какие бывают машины? - Какими машины называют грузовыми? - Где ездят машины?
Задание №3. Цель: определить понимание воспитанниками понятия «Светофор» Содержание: Предложить воспитанникам послушать стих А. Северного «Светофор»
Вопросы: - О чем говорится в стихотворении? - На какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу? - Для чего нужен светофор?
Задание №4. Цель: определить умение вести в различных дорожных ситуациях. Содержание: Предложить дорожную ситуацию на макете (перейти дорогу).
|