Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е. МБДОУ «Детский сад №401» г.о. Самара
В современном мире проблема безопасности человека стоит особенно остро. Научно-технический прогресс и стремление людей покорить природу привели к тому, что количество аварий, катастроф и различных чрезвычайных ситуаций в мире становится все больше.
Именно поэтому одну из важнейших ролей в обеспечении безопасности играет образовательная деятельность. Ребенок уже в дошкольном учреждении должен владеть первичными знаниями и навыками, которые позволят ему чувствовать себя комфортно, защищено, подготовленным к опасным ситуациям, угрожающим его жизни и здоровью.
Но, несмотря на требования современного мира, педагоги дошкольных учреждений не готовы полностью реализовать данную область. Это связано с недостаточным методическим обеспечением, отсутствием обоснованной научной методики, направленной на формирование навыков безопасности у дошкольников.
В то же время, дети, обучающиеся в нашем ДОУ, как показали результаты диагностики, имеют малый запас знаний о безопасном поведении и совершенно не владеют навыками самостоятельного принятия решения в ситуациях нахождения без взрослых. Усугубляет ситуацию наличие у воспитанников ОНР, зачастую сочетанное с ЗПР. Вследствие этого затруднено восприятие и процесс закрепления материала детьми.
Именно по этим причинам мы выбрали данную тему и разработали серию занятия, в которой образовательная область «Безопасность» прорабатывается с детьми в игровой форме, а полученные навыки и умения закрепляются с помощью стихотворных сказок (сочиненных авторами данной работы) и их инсценировки.
В данной работе мы приведем пример такой формы реализации образовательной деятельности в рамках темы «Безопасное поведении дома».
Данный проект может быть использован в совместной деятельности с детьми как воспитателями, так частично другими педагогами ДОУ (учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
Материал предназначен для старших дошкольников (5-7лет).
Цель: формирование навыков безопасного поведения в условиях дома.
Перед проведением данного мероприятия проводится подготовительная работа: чтение и обсуждение литературных произведений по теме (например, «Кошкин дом» С. Маршака), проведение дидактических игр (например, «Кто быстрее погасит на верхушке елки горящую свечку», «Что изменилось?»).
Далее с детьми проводим «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу».
Ведущий: Этим летом в сильную жару в нашей области случился пожар по вине туристов, которые не затушили перед уходом костер в лесу. Поэтому я вам предлагаю поговорить об огне. И для начала отгадайте, пожалуйста, загадки от Мудрой Совы:
- Горит столб, а дыму нет (свечка).
- В маленьком амбаре держали сто пожаров (коробок спичек).
- Смел огонь, они сильнее, их огнем не испугать, им к огню не при-выкать (пожарные).
- Всё ест – не наестся, а пьет – умирает (огонь).
Дети вы узнаете о том, когда огонь не друг, а враг и приносит беду. Приглашаю вас на сказку «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу»:
Ведущий:
В лесу на опушке стоит избушка.
Там живут лесные звери,
Новый год встретить захотели.
Хозяин дома, добрый мишка,
Пригласил к себе друзей:
Зайцев, ежа, волка, лису
И белочку-красу.
Мишка:
Приходите, гости, дружно, нарядить нам елку нужно!
Зайцы – вешайте снежинки, волк – шарики, хлопушки,
Белочка – мягкие игрушки.
На верхушке, на макушке я зажгу сейчас свечу,
Чтобы елка засверкала – очень этого хочу.
Музыку встречаем, праздник начинаем!
Встаньте дружно в хоровод, песней встретим Новый год!
Дети поют песни «В лесу родилась елочка» в современной аранжировке, «Кабы не было зимы».
Ведущий:
А скажите-ка, зверюшки, весело ли вам зимой?
Волк:
Мы коньки и лыжи любим, на них катались мы не раз
И покажем вам сейчас.
Игра «Зимняя забава»: под музыку дети «катаются» вокруг елки.
Ведущий:
Белочка спросила тихо…
Белочка:
Кто стрелять умеет лихо?
Игра «Меткий стрелок»: метание ватных снежков в мишень.
Ведущий:
Веселились вокруг елки, песни пели, играли, танцевали!
Сел под елку мишка тихо, он отплясывал так лихо.
Тут предложил мишка зайка…
Зайка: Нас на санках покатай-ка!
Мишка: Дружно санки в руки взяли и на горку зашагали.
Ведущий:
На санках с горки катаются, веселье продолжается!
Было весело зверятам, но забыли лишь о том:
В доме окна, двери не закрыли –
Вспомнили они потом.
Солнце в небе вдруг пропало, сильный ветер и метель –
Надо в дом бежать скорей!
Ветер вихрем в дом ворвался, свечка пламенем горит.
От свечи загорелась елка – кто потушит ее ловко?
Мишка:
Ой, беда, дом спасайте – службу 01 по телефону вызывайте
Да мой адрес называйте.
Пожарные уже в пути, им нетрудно нас найти.
Ведущий:
Хитрая лиса дает совет…
Лиса:
Принялись за дело – места лени нет.
Дом должны мы отстоять! Я могу вам подсказать:
1. Окна, двери закрывайте, воздух в дом вы не пускайте –
Кислорода много в нем, разгорайся все кругом.
2. Кротов привлекайте – лопаты в руки, песком огонь засыпайте.
3. Мишки, вы что стоите? В бочку воду вы везите,
Поливайте все вокруг – отстоим тогда мы дом!
4. А вы что застыли, зайчишки? Испугались, трусишки?
Одеяла все хватайте – огонь ими накрывайте.
5. Ежи – не прячьтесь под кровать, пожарным трудно вас достать.
Угарный газ опасный очень – вы лучше не зевайте,
А избушку покидайте.
6. В доме стало много дыма – очень трудно всем дышать.
Дышать будем легче через мокрое полотенце.
Ведущий:
Позабыли все на свете и трудились все тогда.
Дружба победила, миновала беда!
Но помнить все должны – советы лисы нам очень нужны:
- Уходя из дома, окна и двери закрывайте!
- Свечку зажженной не оставляйте!
- Спички никогда не зажигайте!
- Плиту не включайте!
- Электрические приборы, уходя из дома, выключать не забывайте!
Ведущий:
Будьте бодры, веселы и здоровы.
Пусть в доме всегда горит очаг –
Огонь – наш друг, а не враг.
Эти правила помни всегда.
Тогда не случится беда!
Таким образом, в результате проведения систематической работы в направлении формирования навыков безопасного поведения дома в рамках разработанного нами проекта дети умеют применять правила безопасного поведения во время пожара, самостоятельно принимают решения в опасной ситуации, могут обратиться за помощью в специальные службы, умеют отгадывать загадки по изучаемой теме, умеют слушать музыку, чувствовать ритм, а также развивается лексико-грамматический строй, связная речь воспитанников с ОНР.
Список источников
- Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
- Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. /Дошкольное воспитание 2000 №1.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва «просвещение» — 1985.
- Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
- Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб., 1997.
|