Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок

Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок

Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е. МБДОУ «Детский сад №401» г.о. Самара

В современном мире проблема безопасности человека стоит особенно остро. Научно-технический прогресс и стремление людей покорить природу привели к тому, что количество аварий, катастроф и различных чрезвычайных ситуаций в мире становится все больше.

Именно поэтому одну из важнейших ролей в обеспечении безопасности играет образовательная деятельность. Ребенок уже в дошкольном учреждении должен владеть первичными знаниями и навыками, которые позволят ему чувствовать себя комфортно, защищено, подготовленным к опасным ситуациям, угрожающим его жизни и здоровью.

 

Но, несмотря на требования современного мира, педагоги дошкольных учреждений не готовы полностью реализовать данную область. Это связано с недостаточным методическим обеспечением, отсутствием обоснованной научной методики, направленной на формирование навыков безопасности у дошкольников.

В то же время, дети, обучающиеся в нашем ДОУ, как показали результаты диагностики, имеют малый запас знаний о безопасном поведении и совершенно не владеют навыками самостоятельного принятия решения в ситуациях нахождения без взрослых. Усугубляет ситуацию наличие у воспитанников ОНР, зачастую сочетанное с ЗПР. Вследствие этого затруднено восприятие и процесс закрепления материала детьми.

Именно по этим причинам мы выбрали данную тему и разработали серию занятия, в которой образовательная область «Безопасность» прорабатывается с детьми в игровой форме, а полученные навыки и умения закрепляются с помощью стихотворных сказок (сочиненных авторами данной работы) и их инсценировки.

В данной работе мы приведем пример такой формы реализации образовательной деятельности в рамках темы «Безопасное поведении дома».

Данный проект может быть использован в совместной деятельности с детьми как воспитателями, так частично другими педагогами ДОУ (учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Материал предназначен для старших дошкольников (5-7лет).

Цель: формирование навыков безопасного поведения в условиях дома.

Перед проведением данного мероприятия проводится подготовительная работа: чтение и обсуждение литературных произведений по теме (например, «Кошкин дом» С. Маршака), проведение дидактических игр (например, «Кто быстрее погасит на верхушке елки горящую свечку», «Что изменилось?»).

Далее с детьми проводим «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу».

Ведущий: Этим летом в сильную жару в нашей области случился пожар по вине туристов, которые не затушили перед уходом костер в лесу. Поэтому я вам предлагаю поговорить об огне. И для начала отгадайте, пожалуйста, загадки от Мудрой Совы:

  • Горит столб, а дыму нет (свечка).
  • В маленьком амбаре держали сто пожаров (коробок спичек).
  • Смел огонь, они сильнее, их огнем не испугать, им к огню не при-выкать (пожарные).
  • Всё ест – не наестся, а пьет – умирает (огонь).

Дети вы узнаете о том, когда огонь не друг, а враг и приносит беду. Приглашаю вас на сказку «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу»:

Ведущий:

В лесу на опушке стоит избушка.

Там живут лесные звери,

Новый год встретить захотели.

Хозяин дома, добрый мишка,

Пригласил к себе друзей:

Зайцев, ежа, волка, лису

И белочку-красу.

Мишка:

Приходите, гости, дружно, нарядить нам елку нужно!

Зайцы – вешайте снежинки, волк – шарики, хлопушки,

Белочка – мягкие игрушки.

На верхушке, на макушке я зажгу сейчас свечу,

Чтобы елка засверкала – очень этого хочу.

Музыку встречаем, праздник начинаем!

Встаньте дружно в хоровод, песней встретим Новый год!

Дети поют песни «В лесу родилась елочка» в современной аранжировке, «Кабы не было зимы».

Ведущий:

А скажите-ка, зверюшки, весело ли вам зимой?

Волк:

Мы коньки и лыжи любим, на них катались мы не раз

И покажем вам сейчас.

Игра «Зимняя забава»: под музыку дети «катаются» вокруг елки.

Ведущий:

Белочка спросила тихо…

Белочка:

Кто стрелять умеет лихо?

Игра «Меткий стрелок»: метание ватных снежков в мишень.

Ведущий:

Веселились вокруг елки, песни пели, играли, танцевали!

Сел под елку мишка тихо, он отплясывал так лихо.

Тут предложил мишка зайка…

Зайка: Нас на санках покатай-ка!

Мишка: Дружно санки в руки взяли и на горку зашагали.

Ведущий:

На санках с горки катаются, веселье продолжается!

Было весело зверятам, но забыли лишь о том:

В доме окна, двери не закрыли –

Вспомнили они потом.

Солнце в небе вдруг пропало, сильный ветер и метель –

Надо в дом бежать скорей!

Ветер вихрем в дом ворвался, свечка пламенем горит.

От свечи загорелась елка – кто потушит ее ловко?

Мишка:

Ой, беда, дом спасайте – службу 01 по телефону вызывайте

Да мой адрес называйте.

Пожарные уже в пути, им нетрудно нас найти.

Ведущий:

Хитрая лиса дает совет…

Лиса:

Принялись за дело – места лени нет.

Дом должны мы отстоять! Я могу вам подсказать:

1. Окна, двери закрывайте, воздух в дом вы не пускайте –

Кислорода много в нем, разгорайся все кругом.

2. Кротов привлекайте – лопаты в руки, песком огонь засыпайте.

3. Мишки, вы что стоите? В бочку воду вы везите,

Поливайте все вокруг – отстоим тогда мы дом!

4. А вы что застыли, зайчишки? Испугались, трусишки?

Одеяла все хватайте – огонь ими накрывайте.

5. Ежи – не прячьтесь под кровать, пожарным трудно вас достать.

Угарный газ опасный очень – вы лучше не зевайте,

А избушку покидайте.

6. В доме стало много дыма – очень трудно всем дышать.

Дышать будем легче через мокрое полотенце.

Ведущий:

Позабыли все на свете и трудились все тогда.

Дружба победила, миновала беда!

Но помнить все должны – советы лисы нам очень нужны:

  1. Уходя из дома, окна и двери закрывайте!
  2. Свечку зажженной не оставляйте!
  3. Спички никогда не зажигайте!
  4. Плиту не включайте!
  5. Электрические приборы, уходя из дома, выключать не забывайте!

Ведущий:

Будьте бодры, веселы и здоровы.

Пусть в доме всегда горит очаг –

Огонь – наш друг, а не враг.

Эти правила помни всегда.

Тогда не случится беда!

Таким образом, в результате проведения систематической работы в направлении формирования навыков безопасного поведения дома в рамках разработанного нами проекта дети умеют применять правила безопасного поведения во время пожара, самостоятельно принимают решения в опасной ситуации, могут обратиться за помощью в специальные службы, умеют отгадывать загадки по изучаемой теме, умеют слушать музыку, чувствовать ритм, а также развивается лексико-грамматический строй, связная речь воспитанников с ОНР.

Список источников

  1. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
  2. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. /Дошкольное воспитание 2000 №1.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва «просвещение» — 1985.
  4. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
  5. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб., 1997.
Просмотров: 749
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. Мероприятие по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе «Огонь-друг, огонь-враг»
  • Гущина Елена Владимировна. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Огонь-друг, огонь-враг»
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Вигнер Татьяна. Конспект открытого занятия на тему: «Огонь наш друг, огонь наш враг»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Бердникова Ирина Викторовна. НОД ознакомлению детей с пожарной безопасностью Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уревская Анна Юрьевна. Конспект НОД в средней группе «Огонь друг — огонь враг»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Казбан Светлана Сергеевна. «Огонь — друг, огонь — враг»
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Павел Пискарев. Формирование навыков безопасного поведения на дороге
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Варенцова Елена Вячеславовна. Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по лепке 'Мишка очень любит мёд'
  • Мокроусова Лидия Владимировна. Создание условии работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города
  • Оксана Малахова. Непосредственная образовательная деятельность по ОБЖ в средней группе «Огонь – друг и враг человека»
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Алёна Мосейчук. Презентация к занятию по пожарной безопасности. Тема: «Огонь и друг, и враг.
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Тарасенко А. С. Кувыкова И.А.. Конспект занятия по ОБЖ для старшей группы «Огонь друг и враг человека»
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь