Королева Екатерина Васильевна. Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома

Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского домаФормирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома

Современные условия жизни накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. Ежегодно возрастает количество детей с нарушениями физического развития, хроническими заболеваниями и прочими физиологическими отклонениями. В большей степени эти тенденции имеют место среди воспитанников детских домов, которые зачастую попадают в учреждение из асоциальных семей. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают нарушения физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Все эти факторы вызывают острую необходимость в формировании у детей навыков здорового образа жизни.

В понятие здорового образа жизни входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное и здоровое питание, профилактика возникновения вредных привычек, создание, укрепление и сохранение психологического климата, соблюдение правил личной гигиены.

 

Скачать: Формирование здорового образа жизни у воспитанников дошкольных групп детского дома (полный конспект)"

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Именно в этом возрасте должно начинаться формирование здорового образа жизни. Здесь главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть, в первую очередь, у его родителей. Решение этой задачи в условиях детского дома осложняется отсутствием адекватной поддержки со стороны семьи.

Задачей воспитателя детского дома становится помощь малышам в выработке собственных жизненных ориентиров в выборе здорового образа жизни. Мы должны научить маленьких подопечных оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать ответственность за свое здоровье. Ведь именно детский период жизни определяет развитие потенциальных возможностей уже взрослого человека. Если ребенок остается пассивным, то одновременно деформируется его социализация, разрушается здоровье. В связи с вышеизложенным на этапе дошкольного образования приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, формирования культуры здорового образа жизни.

В понятие здоровьесберегающего пространства входят:

  • улучшенное качество воздушной среды в помещениях группы (проветривание, кварцевание)
  • закаливающие процедуры водой и воздухом (воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, умывание прохладной водой, солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук, полоскание рта после приема пищи, босохождение по массажным коврикам и мокрым полотенцам, точечный массаж стоп).

Также нельзя забывать о таком эффективном средстве формирования здорового образа жизни, как выполнение режима дня. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, помогают в воспитании самостоятельности.

Кроме этого у нас, как и в любом дошкольном образовательном учреждении, обязательно выполнение санитарно-гигиенических требований. Помещения, в которых проживают и занимаются дети, всегда чистые и хорошо проветренные, с хорошим уровнем освещения. Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движений. Занятия проводятся не раньше, чем через 30 минут после еды, и не позднее чем за 1 час до еды. Подбор физических упражнений соответствует возрастным особенностям детей. В своей работе мы непременно учитываем социальный анамнез и опыт ребенка, тактично упоминая о любых фактах его жизни.

Воспитательная работа по формированию здорового образа жизни проводится по следующим направлениям:

  • формирование представления воспитанников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению
  • формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровьесбережению
  • развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением
  • формирование осознания себя частью природы и общества
  • закаливание ребенка и его двигательная активность
  • профилактика и устранение вредных привычек
  • снижение уровня простудных заболеваний.

Основным результатом работы в этих направлениях должно стать повышение уровня здоровья и психического самосознания воспитанников в группе. Кроме этого, дети должны соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня, выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики, играть в подвижные игры. Дошкольники должны иметь представление о строении, жизнедеятельности и возможностях человеческого организма.

Я работаю в малокомплектной разновозрастной группе из семи человек в возрасте 3-6 лет. В начале работы по формированию здорового образа жизни я знакомлю самых маленьких членов группы с внешним строением тела и его возможностями: «Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать и т.п.» Для закрепления материала мы играем в игру «Умею – не умею» (по типу «Съедобное – несъедобное»). Детей постарше знакомлю с клетками организма, функциями, которые они выполняют. Закрепляются полученные знания на занятии по рисованию «Из чего сделан Я». Этот блок занятий для всех детей сопровождается чтением художественной литературы о чистоте ( «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто) и изодеятельностью на тему прочитанных произведений. Кроме этого, ребятам на постоянной основе начинают выдаваться посильные трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе.

В следующей части занятий по формированию здорового образа жизни я даю детям представление о кожном покрове тела человека и его функциях, а также прививаю и закрепляю навыки чистоплотности. Для этого я приглашаю в группу медицинского работника детского дома для проведения беседы о болезнях кожи и грязных рук и гигиенических мерах их профилактики.

Совершенствованию у дошкольников физического развития способствуют занятия физкультурой и спортом. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Дети все больше времени проводят за конструированием, рисованием, просмотром телепередач, и даже предметно-развивающая среда не всегда способствует полноценному физическому развитию детей. На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не менее 3,5-4 часов в день. В своей работе я опираюсь на тот принцип, что чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. Этому способствуют подвижные игры и упражнения. Проводятся они в группах на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Ребятам постарше (5-6 лет) уже можно рассказать о скелете и мышцах, о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. На этом этапе фронтально у всех воспитанников формирую охранительное самосознание, провожу профилактику травм и переломов, используя дидактическую игру «Опасно – неопасно». Закрепление полученных знаний происходит на занятии лепкой скелета человека «Главное чудо света».

Закаливание детей нашей группы состоит из системы мероприятий, включенных в режимные моменты: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованная прогулка, физкультурные занятия.

Также ребята узнают о самом важном органе человека – сердце, о его строении, положении, работе, роли в нормальном функционировании всего организма. В качестве иллюстрации к этой теме можно использовать чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», на примере которой формируется представление у малышей о «живом», отзывчивом сердце. В заключении создаем коллективную аппликацию «Правила здорового сердца».

На игровом занятии «В стране Легких, или Путешествие воздушных человечков» путем практических упражнений и простейшего экспериментирования воспитанники узнают о том, что дыхание – одна из важнейших функций организма. На основе полученных знаний совместно составляются «Правила безопасного дыхания». Здание отделения дошкольного возраста детского дома расположено в лесном массиве. Это позволяет закрепить представления о «чистом» и «грязном» воздухе во время экскурсии в лесу.

Дальнейшее «путешествие» по организму человека продолжается знакомством с пищеварительным трактом и его основными отделами на игровом занятии «Об удивительных превращениях пищи внутри нас». В это время организуется «Путешествие на кухню», цель которого – познакомить детей, лишенных проживания в семье, с трудоемким процессом приготовления пищи, параллельно воспитывая уважение и благодарность к людям труда.

Рассказ о зубах и правилах ухода за ними происходит на занятии-инсценировке «В гости к тете Зубной щетке». Ребята знакомятся с техникой чистки зубов и правилами ухода за ними, старшие обучают малышей.

Теперь на основе всех полученных знаний можно дать малышам адаптированное возрасту представление о мозге и его работе. Полученная информация закрепляется в дидактической игре «Что может делать мой мозг» и изодеятельности «Придумываю сны».

В своей работе я широко использую наглядную агитацию: уголок здоровья, стенды в раздевальной и игровой комнатах, раскраски и дидактические игры по темам, альбомы с фотографиями детей во время прогулок, закаливающих процедур.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Просмотров: 1159
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Панина Елена Александровна. «Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников»
  • Митина Оксана Николаевна. Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Боднарюк Марина Васильевна. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового образа жизни воспитанников.
  • Рязанова Наталья Сергеевна. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Гузель Габдулловна Бахтигараева. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Козлова Ирина Евгеньевна. «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
  • Ковалева Тамара Владимировна, Кузнецова Ольга Васильевна. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии.
  • Колегова Елена Михайловна. Примерный план работы творческой группы по формированию основ здорового образа жизни воспитанников.
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Маранина Ирина Антоновна. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
  • Сулье Кристина Владимировна, Михайлова Татьяна Анатольевна. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста
  • Светлана Гордина. Формирование здорового образа жизни у дошкольников
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Педагогическая статья «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Фролова Татьяна Сергеевна. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья: «Формирование правил здорового образа жизни у дошкольников»
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Светлана Викторовна Силантьева. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Лилия Викторовна Кузнецова. Презентация «Формирование здорового и безопасного образа жизни в условиях ФГОС»
  • Хахалкина Наталья Тимофеевна. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Мамедова Сабина Аслан Кызы. Статья «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
  • Саханчук Мария Викторовна. «Формирование основ здорового образа жизни в ДОУ»
  • Мазанова Мария Александровна. Картотека игр по формированию здорового образа жизни у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь