Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста "Движение+Движение=Здоровье"
Актуальность проекта на тему «Движение+Движение=Здоровье» заключается ив том, что из всех аспектов здоровья рассматривается как понимание того, как развивается наше «Я» ( «Я» — это та часть личности человека, которой необходимо развитие, чувство самореализации), чего мы
стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. В целом важен каждый из аспектов здоровья (соматическое здоровье, социальное,
психическое, нравственное). Все они связаны между собой. Каждый в отдельности влияет на все остальные.
Таким образом, здоровье человека обуславливается многими факторами и во многом зависит и от самого себя. Для формирования, укрепления и сохранения здоровья каждый человек должен составить для себя программу здоровья и стараться придерживаться её всю жизнь.
Скачать: Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста "Движение+Движение=Здоровье" (материалы к проекту)"
Анализ многочисленных публикаций о здоровье, его влияния на человека позволили выбрать, оценить и использовать наиболее простые, общедоступные и эффективные, по моему мнению, методы поддержания
своего жизненного тонуса детей среднего возраста 4-5 лет, сохранения работоспособность и творческое мышление.
База исследования детский сад Дельфин №44 г. Белорецк.
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Участники проекта: средняя группа «Пингвин» (дети 4-5 лет, воспитатель группы Бакеева Альфия Анваровна
Цель проекта:
- Формировать представление о здоровом образе жизни через движение проект «Движение+Движение=Здоровье», и объяснить его важности;
- укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта;
- познакомить с принципами ЗОЖ, правильного питания, витаминами.
Задачи проекта:
Оздоровительная
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания.
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
4. Удовлетворение потребности детей в движении.
Образовательная
1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
5. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
7. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
8. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.
Воспитательная
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
3. Воспитывать положительные черты характера.
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой.
5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
Определение проблемного поля, формирование концепции по оздоровительной деятельности. Разработка проекта по направлению “здоровье”. Планирование работы с детьми и педагогами.
Сделать фотографии детей во время занятия спортом. Совместно с детьми изготовить творческую работу по теме «Здоровый образ жизни»
Практический
1 этап – план проекта «Движение+Движение=Здоровье» для реализации в жизнь
2 этап – Совместно с воспитателями оформить выставку творческих работ детей на тему «Движение+Движение=Здоровье»
3 этап – Анализ деятельности.
Аналитический
II ЭТАП. ПЛАН ПРОЕКТА «ДВИЖЕНИЕ+ДВИЖЕНИЕ =ЗДОРОВЬЕ»
Обобщение и систематизация опыта. Портфолио проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня физической готовности.
2. Осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Улучшение соматических показателей здоровья
3. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для детей:
1. Педагогическая, психологическая помощь.
2. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
3. Личностный и профессиональный рост.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.).
5. Подборка методической литературы.
Формы реализации:
- Занятия по познавательной деятельности.
- Беседы с детьми.
- Игровая деятельность.
- Выполнение работ по изобразительной деятельности.
- Организация тематических центров по проекту.
- Оформление тематического фотоальбома по
«Движение+Движение=Здоровье».
Данный проект захватывает образовательные области:
- Образовательная область НОД
- Совместная оформление выставки творческих работ по теме «Движение+Движение=Здоровье».
- «Физическая культура» Совместное мероприятие с детьми «В стране здоровья»,
- «Здоровье»
Ежедневная профилактическая гимнастика:
- плоскостопия;
- дыхательная;
- улучшения осанки;
- гимнастика побудка.
- «Социализация»
Беседа «Режим дня», «Чтоб здоровым быть всегда нужно заниматься», «Уточнение назначение предметов личной гигиены», «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу" (тематический альбом «Здоровое питание»)
«Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебная водица», «Для чего нам нужна вода», на примере физических упражнений закрепляется
умение наблюдать природные изменения в природе – п/и «Капитошка».
НОД по познавательно-речевому развитию «В гостях у Айболита». Утренние беседы – «Сестрички-привычки», артикуляционная гимнастика «Чистим зубки», с/р игра «Лесные врачи», заучивание потешек о гигиене.
- «Чтение художественной литературы» Чтение худ. произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Кутафин «Вовкина победа».
- «Музыка» Муз. игра «Чистая песенка», проигрывание муз. композиции «Утро, уже просыпайся и новому дню улыбайся», музыкальные д/и «Угадай что звучит?», «Повтори за мной».
- «Труд»: п/и «Эстафета» — Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков, «Помой посуду» (для девочек): совместная игра «Шар по кругу».
Распределение длительных трудовых поручений в уголках группы.
- «Безопасность» Беседа-соблюдение оптимального двигательного режима, о его дозировании и пользе проекта «Движение+Движение=Здоровье».
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Пополнение играми проекта «Движение=Движение=Здоровье»
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать двигательную активность детей.
2. «Озорной мяч» Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3. «Воробышки и автомобиль» Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4. Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5. «Кошки — мышки» Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6. Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7. «Быстрые ножки бегут по дорожке» Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8. «Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке,
собачке, кошке и пр. Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9. «Развитие движения у детей старшего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10. «В стране здоровья» Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
III ЭТАП. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ТЕМУ «ДВИЖЕНИЕ+ДВИЖЕНИЕ=ЗДОРОВЬЕ»
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать,
лазать. Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным инвентарем и тренажерами.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Динамические паузы – во время занятий, 3- 5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая — рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное
время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3- 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется
использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп
Формы организации работы на тему «Движение+Движение=Здоровье»
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно — оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки (в лес)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Обустройство территории ДОУ спортивными объектами.
- Систематизация взаимодействия ДОУ со спортивно- оздоровительными
- организациями города.
- Разработка и публикация комплекса закаливающих мероприятий.
- Создание и публикация брошюр по распространению результатов проекта.
- Рост процент занятости воспитанников в спортивных секциях, участие в конкурсах разного уровня и мероприятиях спортивно-оздоровительного
направления.
- Рост индекса здоровья воспитанников.
- Увеличение процента вакцинации среди участников проекта против гриппа, туляремии и клещевого энцефалита.
Диссеминация педагогического опыта.
IV ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Движение+Движение=Здоровье Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Здоровый образ жизни» моему ребенку» существлялось в форме круглого стола. Воспитатели изучили все о методы реализации проекта, так же о каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в
течение прошедшего года, каких результатов добились). Сделан фотоотчет на тему продвижения проекта «Движение + Движение = Здоровье» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили по теме собрания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения проекта «Движение+Движение=Здоровье» были получены следующие результаты:
- У детей подготовительной группы появи лся интерес и желание вести здоровый образ жизни.
- Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам — массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта,
охотно использую тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
- Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
- Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
- У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
- У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
- Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
- Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного оборудования.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизнинеобходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и
реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в
педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
|