Александрова Ольга Владимировна музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №126 г.Борзи» Забайкальский край
Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности, то есть снижение интереса к процессу и результатам своего труда (кризис мотива достижений).
Скачать конспект
По- другому сказать, как нарушение волевой регуляции: «мог бы, но не хочу»; или как победа заниженной самооценки: «мог бы, но получится плохо»; или как неадекватная оценка требований социума: «мог бы, но это никому не нужно».
Бывает так, что дети сравнивают себя с окружающими сверстниками и часто расценивают результаты этого сравнения не в свою пользу. У них формируется комплекс неполноценности: «Я не такой, как все, значит, я хуже». Поэтому важно достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом случае, с каждым ребенком.
Хотелось бы на протяжении обучения в школе поддерживать те творческие способности, которые были выявлены у ребёнка в детском саду. В связи с этим, в моей практике появилась необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению и поддержке одаренных детей.
Исходя из проблемы, я решила создать клубное движение, как источник оптимистического настроения, раскрепощения и гармонизации личности, в который должны быть включены педагоги, а также родители и социальные институты.
А натолкнули меня на эту мысль мои выпускники, проявив желание приходить в детский сад и продолжать заниматься творчеством вместе с детьми и взрослыми.
Развивающие мероприятия клуба подразумевают как групповые встречи, так и индивидуальное и дифференцированное общение с детьми и родителями, позволяют уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Именно в процессе клубной деятельности создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможность учесть интересы каждого участника.
Каждому участнику клуба легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым среди равных, что необходимо ребенку в процессе его развития для преодоления комплекса собственной неполноценности. Клубное движение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, но и становится органической частью воспитательной системы. Мы стараемся побудить родителей наших детей к сотрудничеству и партнёрству. Родители помогают в проведении праздников, развлечений, экскурсий и т.д. Принимают участие в обновлении предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДОУ в соответствии с ФГОС.
С удовольствием берут на себя роль дизайнера, художника, оформителя и прочее. У родителей нередко «открываются глаза» на ребенка, показывая, на что он способен;
это стимулирует их к активному включению в его жизнь.
Объединив наши усилия, мы можем взрастить социальную активность участников клубного движения; их будут лучше знать в городе, приглашать к участию в культурно-массовой работе среди горожан.
Клуб может способствовать развитию контактов между учащимися разных школ. Они смогут осуществиться, когда дети бывают в гостях или участвуют в общем деле с учащимися из объединений.
Не исключено, что в будущем выпускник, прошедший жизненную школу в клубном движении и не имеющий возможности продолжать заниматься в нем после ухода из учебного заведения, захочет создать что-то подобное на новом месте работы, учебы, а может и службы. Ребята, имеющие опыт организации творческой деятельности, испытывающие потребность участвовать в ней, умеющие устанавливать контакты с новыми людьми, как правило, быстрее и менее болезненно адаптируются в новых условиях, оставаясь при этом самобытными, способными сохранить и проявить свою индивидуальность.
В связи с этим мною был разработан проект, предназначенный для детей дошкольного и школьного возраста, педагогов ДОУ, для учителей, для родителей; который внедряется в образовательный процесс в течение двух лет.
Цель которого: Создание эффективной системы развития и поддержки способностей одаренных детей посредством клубного движения. Новизна проекта заключается в способе реализации клубного движения, имеющего целью выявления и поддержки способностей одаренных детей дошкольного и школьного возраста. Позволяет строить педагогический процесс ориентируясь на ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание эффективной системы развития и поддержки способностей одаренных детей посредством клубного движения.
- Формирование устойчивой мотивации, раскрытие творческого потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
- Развитие предпосылок актерского мастерства, формирование умения певческой деятельности и совершенствование вокальных навыков.
- Формирование у детей навыков сотрудничества с партнерами, проявления детской инициативы, как основных факторов в организации клубного движения.
- Установление партнерского стиля взаимоотношений, позитивный, эмоциональный настрой всех участников клубного движения.
- Организация процесса взаимодействия с родителями для поддержки одаренных детей в реализации проекта.
- Расширение отношений социального партнерства с МОУ СОШ и другими социальными институтами.
Литература:
- «Детский музыкальный театр» Афанасенко Е.Х. Программы, разработки занятий, рекомендации. Издательство: Учитель 2004г
- «Вокально-хоровая работа в детском саду» Картушина М.Ю. Методическое пособие. — М.: Скрипторий, 2010.
- «Кризисы детской одаренности» А.Кулемзина, кандидат психологических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск 2005г.
- «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста». Анна Буренина. 2002г.
- «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет» Н. В. Додокина, Е. С.Евдокимова.
- «Сто секретов музыки» Т.Э. Тютюнникова 2005г.
- «Сафи-Дансе-танцевально-игровая гимнастика для детей» Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Ж.Фирилевой 2001г.
- «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипина. Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994, № 1, с. 56–64.
- «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания. Издательство: Сфера Жанр: О. В. Гончарова 2008г.
|