Талыгина Анна Юрьевна. Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпан

Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин»

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Паспорт проекта.
  2. Актуальность проекта.
  3. Этапы проекта.
  4. Трансляция педагогического опыта
  5. Методическое сопровождение проекта (литература).
  6. Описание проекта.
  7. Приложение.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В.А. Сухомлинский

 

Скачать конспект

Паспорт проекта

Паспорт проекта

Автор проекта

Талыгина А.Ю.

Название проекта

«Графический серпантин»

Тип проекта

Практико-ориентированный

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Сроки реализации

С сентября по май

Цель проекта

Разработать систему коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного (дети с особыми образовательными потребностями) возраста по развитию графомоторных навыков

Задачи проекта

- повышение умственной работоспособности детей старшего дошкольного и младшего школьного (дети с ОВЗ) возраста;

- развитие графомоторных навыков, плавности, скоординированности движений рук;

- развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, воображения, пространственных представлений;

- развитие произвольной сферы;

- развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога и самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

Участники проекта

Воспитанники старших и подготовительных к школе групп, ученики начальной школы с особыми образовательными потребностями, педагог-психолог

Итоги практической деятельности проекта

Повышение уровня развития исследуемых качеств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (включая детей с ОВЗ).

Актуальность проекта

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Данная методическая разработка поможет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (включая детей с особыми образовательными потребностями) предпосылки, необходимые для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, речи, пространственного восприятия и творческого мышления, волевых усилий.

Основная проблема проекта: Развитие графомоторных навыков, тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Педагогические принципы реализации проекта:

uпринцип единства диагностики и коррекции;

uпринцип системности и последовательности в подаче материала;

uучет объема и степени разнообразия материала (переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения, увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно);

uсоблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей;

uсоблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;

uвариативность.

Основная функция коррекционно-развивающей работы:

- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей, у которых:

uнаблюдается недоразвитие мелкой моторики рук;

uнаблюдается торможение речевого развития;

uнаблюдаются затруднения в овладении чтением, рисованием и т.п.

- создание мотивационной базы для самостоятельной деятельности детей.

Механизмы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный

II этап - практический

III этап - итоговый

Этапы

Структура и содержание деятельности

Сроки

Подготовительный

(диагностический)

Метод наблюдения: может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека.

Тест «Дорисовывание», срисуй, продолжи узор, рисунок человека. Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого   и другие методики.

Сентябрь – октябрь

Основной этап

Организация образовательного пространства с использованием «Волшебных обводилок».

Коррекционно-развивающие занятия.

Частота, продолжительность и длительность   занятий определяется индивидуальными особенностями детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 30 до 40 мин.).

Занятия проводились индивидуально или в малой подгруппе (5-6 детей), с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.

Октябрь- апрель

Заключительный

этап

Изготовление поделок.

Участие в творческих конкурсах.

Выставка детских рисунков, поделок.

Обобщение и анализ проделанной работы.

Презентация опыта работы по проекту.

Трансляция педагогического опыта.

Апрель - май

Ожидаемый результат:

uформирование графомоторных навыков;

uразвитие произвольности;

uулучшение координации;

uразвитие воображения, внимания, памяти, логического мышления;

uразвитие пространственных представлений

Методическое обеспечение проекта:

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и Э.М. Дорофеевой – Издание пятое (инновационное), испр. И доп. М.: Мозаика-синтез, 2019 г.
  2. «Волшебные обводилки». Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010 г.
  3. Комплект коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы для копирования

Методическое сопровождение проекта:

  1. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи детям с недостатками речи – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.
  2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - М.: Академический Проект, 2005 г.
  3. Громова Т.В., Диянкова И.В., Махаева О.А. Возможности практической психологии в образовании – М.: УЦ «Перспектива», 2001 г.
  4. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2002 г.
  5. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Занятия по развитию воображения – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г.
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 г.
  8. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 6, 2014 г.
  9. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 1, 2016 г.

Описание проекта

В начале учебного года проведена диагностика в старших и подготовительных группах. В тестировании участвовали также ученики начальной школы с особыми образовательными потребностями.

Методика

Описание теста

Оценка результатов

Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Тест по Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикову

Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором педагог предварительно пишет с левой стороны последовательно однотипные графические элементы: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают ребенку продолжить этот «узор» до конца строчки.

Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому параметру выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются:

1) Характер линий ровный, прямой – 1 балл,

2) Размер элементов соответствует эталону – 1 балл,

3) Форма элементов соответствует эталону – 1 балл,

4) Наклон соответствует эталону – 1 балл,

5) Отклонение от строчки не значительное, не боле чем на 30 градусов – 1 балл,

6) Правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1 балл

В других случаях ставится 0 баллов.

6 – 5 баллов – графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо;

4 – 3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, следует подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабее;

2 – 0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Переключаемость внимания

Графическая проба «Заборчик»

Экспериментатор рисует образец на нелинованной бумаге.

Инструкция для ребенка: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».

Оценка результата:

4 балла – правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;

3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;

2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

0 баллов – задание не выполняется.

Исследование точности движений

Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и, контроля за собственными действиями.

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция для ребенка:

«Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Оценка результата:

Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз;

Уровень выполнения считается низким, если насчитывается три и более выхода за пределы «дорожки». Линия неровная, дрожащая, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение карандашом по одному и тому же месту рисунка.

Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной)

Срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.

Инструкция для ребенка:

«Попробуй нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то не стирай резинкой или пальцем, лучше исправь или возьми новый листочек».

Инструкция педагогу (наблюдать и фиксировать):

- быстро или медленно проводит линии;

- сила нажима на карандаш;

- как часто отвлекается от работы;

- вопросы и обращение за помощью;

- сверяет ли выполненное задание с образцом после завершения работы;

- собственное отношение ребенка к выполненной работе.

Обработка экспериментального материала

(проводится путем подсчета условных баллов за «ошибки»):

- отсутствие детали рисунка (4 балла);

- жирная линия рисунка, от которой продавлен или порван лист (4 балла);

- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла);

-неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла);

- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);

- отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);

- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

- залезание линий одна на другую (1 балл)

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов.

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия

Исследование кинетической основы движений руки

Проба Н.И. Озерецкого на динамическийпраксис

                                     «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

Задание доступно детям с 5,5 – 6 лет.

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: ребенок на двух руках одновременно прикасается последовательно большим пальцем к остальным.

Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.

степень сохранности премоторной зоны

Оценка результатов:

5 баллов – правильно и быстро;

4 балла – правильно, но медленно;

3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла – повторение на истощении;

1 балла – выраженнаязастреваемость на отдельных позах

Оценка зрительно-моторной координации

             «Змейка» Н.И. Озерецкого

Оборудование: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

Работа может быть организована индивидуально или в малой подгруппе из 3-4 детей. Она продолжается 30 секунд до команды: «Стоп».

Инструкция для ребенка дается по подражанию:

- Будешь быстро ставить точки посередине кружков, Вот так (экспериментатор показывает на своем листе, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Когда я скажу: «стоп», обязательно остановись.

- Сколько раз можно дотронуться до кружочка? – Один раз.

- Как нужно работать? – Быстро и аккуратно.

- Верно, начинай!

Обработка результатов:

Учитывается общее количество точек поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие за окружность.

Вычисляется коэффициент: n-n1 = k.

Где n – число точек за 30 секунд,

n1 – число ошибок.

По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания.

Очень высокий уровень: K = 1,00

Высокий уровень: K = 0,99 – 0,76

Средний уровень: K = 0,75 – 0,51

Низкий уровень: K = 0,50 – 0,26

Очень низкий уровень: K = 0,25 – 0,00

             

Анализ диагностических данных

Имя, фамилия ребенка

Параметры

Точность движений при выполнении проб

Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его. Сформированность пространственного восприятия

Скорость движений и уровень развития координации кисти руки

       
       
       
       

Анализ диагностических данных показал, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук. Замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев напрямую связана с развитием речи и интеллектуальной готовностью ребенка к школьному обучению.Практически все обследуемые дети были пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимулирующей помощи педагога.

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи этой категории детей (включая детей с особыми образовательными потребностями), которая поможет ускорить: созревание речевых областей, развитие внимания, памяти, пространственного восприятия и мышления, развитие тонкой моторики рук и графомоторного навыка. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля.

В связи с этим с сентября по май был разработан и внедрен в практическую деятельность педагога-психолога проект «Графический серпантин» для детей старшего дошкольного и младшего школьного (дети с ОВЗ) возраста.

______________________________________________________________________

Занятия начинаются с особого вида гимнастики («гимнастика для мозга»), позволяющего повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

Воздействие упражнений имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Данный комплекс упражнений позволяет обрести позитивность, активность, способность концентрировать внимание, активизирует работу мозга и подготавливает его к восприятию сенсорной информации.

Данная гимнастика полезна для любого ребенка.

Например, упражнение «Ленивая восьмерка» - для синхронизации работы рук и глаз. Эффект достигается за счет «рисования» в воздухе восьмерки большим пальцем вначале левой, затем правой руки. Одновременно с этим за движением руки следует и взгляд, для концентрации которого на ноготь большого пальца наклеивается метка красного цвета из изоленты.

Или упражнение «Рисуем в воздухе» - «рисование» в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов.

Варианты упражнения:

1. Одновременное «рисование» обеими руками общего контура (квадрат, солнышко, елочка и т.д.)

2. Одновременное «рисование» каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг и т.д.)

3. Одновременное «рисование» каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рисует» квадрат, а левая – круг.

______________________________________________________________________

Параллельно с «Гимнастикой для мозга» проводились занятия с рисунками-образцами для копирования «Волшебными обводилками».

Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков:

  • упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж рук и пальчиковые игры;
  • упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов (данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия);
  • упражнения на развитие направленных движений руки (в процессе выполнения упражнений участвуют предплечье, запястье, пальцы рук; упражнения развивают физическую работоспособность, направленные движения руки).

Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у детей как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования рисунков-образцов.

На занятиях использовались рисунки-образцы, которые выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Детям объясняется, что следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. В результате должна получиться полая линия, которую в дальнейшем можно заштриховать или раскрасить.

Для получения копий используется копировальная бумага, которая располагается под рисунком на чистом листе бумаги. Образцы укрепляются на поверхности (вертикальной или горизонтальной) скотчем или магнитами.

Перед тем как начинать копирование карандашом, дети обводили рисунок пальцем или всей кистью руки непосредственно по контуру с целью создания двигательного образа изображения (поочередно каждой рукой). Ощутимый результат по развитию мелкой моторики рук дает обкатка контуров маленьким шипованным мячиком (ребенок должен перебирать мячик пальцами, а не катить его ладонью), потом маленькой машинкой (или другой игрушкой).

После того как дети научились обводить весь контур не останавливаясь, мы перешли к непосредственному копированию рисунка. На первых этапах – отдельных частей образца (карандашом или фломастером). Затем объем работы увеличился. Некоторые рисунки – это слова, которые маленький ребенок, конечно же, самостоятельно написать не может. Но, копируя рисунки тем или иным способом, он эту возможность получает.

Вначале дети освоили процесс копирования карандашом, поработав с рисунками-образцами 1-10. В результате копирования получается полая контурная линия. Эту линию дети учились закрашивать разными способами: например, прокладывали параллельно основным многочисленные дополнительные контуры цветными карандашами поочередно каждой рукой и в разных направлениях или закрашивали отдельные участки полой линии цветными мелками, чередуя цвета.

Штриховка является одним из важнейших упражнений по развитию графомоторных навыков, которые в свою очередь, формируют высшие психические функции ребенка.

Если любую из предлагаемых копий дополнительно разделить на отдельные части и штриховать каждую часть отдельно, то ребенок вынужден брать карандаш в руки множество раз. И тогда штриховка, не переставая быть игрой, становится дополнительным тренировочным процессом.

На рисунках 11- 24 упражнения усложняются, появляются силуэты предметов, животных или людей.

А рисунки 25 – 34 предназначены для синхронизации работы обеих рук. Дети выполняли упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования, действуя двумя руками одновременно как при горизонтальном, так и при вертикальном расположении рисунка:

- ребенок обводит контур рисунка пальцами (или кистью руки), а затем движениями над ним в воздухе каждой рукой в отдельности и в двух направлениях (сначала слева направо, затем справа налево) для создания образа рисунка;

- контур обводится одновременно пальцами обеих рук в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно.

Копирование рисунков 25 – 34 карандашом одновременно обеими руками и в разных направлениях не предусмотрено.

______________________________________________________________________

Невозможно развитие личности без творчества. Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. И именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Воображение более эффективно развивается и совершенствуется при целенаправленной работе, что в свою очередь расширяет познавательные возможности детей.

Многочисленные копии рисунков-образцов «Волшебных обводилок» являются прекрасным материалом для изготовления поделок. Дети очень увлекаются процессом, когда нужно самим создавать разнообразные образы. Выполняя поделку своими руками, дети познают мир.

При выполнении итоговых работ использовались разнообразные материалы:

окрашенное пшено, манка, скорлупа, конфетти, бисер, кварцевый песок, перья, ткань и пр.

Занятия с применением «Гимнастики для мозга» и «Волшебными обводилками» способствуют:

  1. Сенсорному развитию:

- развитие мелкой моторики;

- развитие зрения, осязания;

- развитие тактильного восприятия;

- развитие сенсомоторных способностей;

- развитие координации руки и глаза.

2. Социализации ребёнка, развитию коммуникативных навыков:

- совершенствование речи, как средства общения, формирование умения вести диалог с взрослым и со сверстниками;

- обогащение активного словаря

3. Ознакомлению с предметным окружением. Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира:

- ознакомление со свойствами и качествами различных материалов;

- ориентировка в пространстве

4. Развитию познавательно-исследовательской деятельности:

- развитие познавательного интереса;

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий;

- развитие воображения и творческой активности.

Результаты проекта

Проведенная в конце учебного года диагностика динамики развития графомоторного навыка, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволяет сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств в данной подгруппе за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.

В результате созданного и проведённого проекта по развитию графомоторных навыков и пространственных представлений у детей, участвующих в проекте, сформировано положительное отношение к графическим упражнениям, занятия вызывают устойчивый интерес и доставляют детям истинное удовольствие. Работа с «обводилками» позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивает детскую фантазию и воображение. Дети умеют правильно держать карандаш, уверенно выполнять различные графические элементы. Также дети могут ставить перед собой элементарные графические задачи, контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевают умением управлять не только своими движениями, но и вниманием, т.е. ребенок переходит к сознательным целенаправленным действиям. Большинство детей данной подгруппы умеют работать по заданному образцу, умеют самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, умеют контролировать собственные действия и т.д.

Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе), улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по «Волшебным обводилкам».

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Фуфалько Галина Григорьевна. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Копылова Юлия Сергеевна. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
  • Никитина Ирина Васильевна. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
  • Денисова Татьяна Викторовна (П. Адамовка). Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Гущина Надежда Петровна. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь