Ю.В. Беляева, воспитатель ГБОУ 1468 ДОУ 2580
В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культуры и спортом, навыкам здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья. Однако в настоящее время привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Статистика показала, что около 30-35% детей, посещающие дошкольные образовательный учреждения, имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств. Снижение жизненного уровня населения, нестабильная экономическая обстановка заметно ухудшили условия для физического развития будущего поколения. В то же время анализ реально практической работы в ДОУ показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников [4].
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у дошкольников устойчивый интерес, потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, мотивацию к здоровому образу жизни (О. Н. Коган, В.И. Жолдак).
Поскольку современный темп жизни требует от человека обладать широким спектром физических качеств, одним из важных физических качеств является координация движений.
Координация движений – это умение согласовывать движения различных частей тела, т.е. отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряжено, пластично, четко. Координационную подготовку дошкольников изучали В.И. Лях, Е.О. Садовский, Л.В. Харченко и др. Они отмечали что, дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, это обуславливается ростом ребенка и формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7лет [3].
Зачастую дети выполняют упражнения без интереса и желания, поэтому чтобы повысить уровень координационных способностей следует проводить работу в интересной и занимательной форме, а именно разучивать движения на координацию в комплексе ритмической гимнастики [1].
Одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников традиционных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Одним из более эффективным считается ритмическая гимнастика, основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела, выполняемые под музыку[2]. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности (Л. М. Семенова, Л.Ю. Ильина).
Целенаправленные занятия ритмической гимнастикой равномерно вовлекают в работу все группы мышц, уставы, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Т. С. Лисицкая).
Однако до настоящего времени остаются открытыми некоторые методические особенности составления комплексов ритмической гимнастики, в частности вопросы подбора музыкального сопровождения к ним, слабо изучена возрастная динамика показателей физической подготовленности детей под воздействием занятий ритмической гимнастикой.
Развитие координации движений в процессе выполнения ритмической гимнастики возможно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- Включение комплексов ритмической гимнастики в разные формы работы;
- Владение воспитателями упражнениями на развитие координации движения;
- Проведение индивидуальной работы со старшими дошкольниками в процессе ритмической гимнастики.
Для проведения работы по развитию координации движений у детей старшего дошкольного возраста нами разработаны два комплекса ритмической гимнастики, включающих 39 упражнений характерных для ритмической гимнастики. Основным принципом отбора упражнений было постепенное усложнение, сначала координации рук, затем рук и ног, потом координации рук и ног в горизонтальной и вертикальной плоскости, упражнений в сохранении равновесия.
Разработанные комплексы включали в такие формы работы как: физкультурные занятия (2 раза в неделю), утреннюю гимнастику (ежедневно), гимнастику пробуждения (ежедневно), физкультурные досуги (1 раз в месяц). Так же проводили подвижные игры, направленные на развитие координации ( «Крестик-нолик», «Делай как я», «Море волнуется»).
Основной формой обучения детей движениям и развития координации являлись физкультурные занятия. В процессе экспериментальной работы проводили следующие типы занятий с использованием музыкально-ритмических движений (сюжетное, учебно-тренировочное, музыкально-двигательное).
В работе с детьми проводили ритмическую гимнастику. Начинали обучение с наиболее простых упражнений локального воздействия. Это в частности, движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом ( «Наклоны головы в стороны», «Наклоны головой вперед и назад», «Поднимание плеч»).
Постепенно усложняя комплекс ритмической гимнастики, переходили к разучиванию более трудных упражнений регионального воздействия. К ним относятся упражнения: «Поднимаем плечи», «Спрятались и показались», вовлекающие в движение несколько суставов и частей тела. Дальнейшее усложнение комплекса ритмической гимнастики предполагало освоение упражнений (наклоны, выпады, махи ногами с движением рук и т.д.), направленных на работу мышц всего тела. В последнюю очередь разучивались упражнения для одной или нескольких частей тела в сочетании с элементами танца, бегом, прыжками. Частота смены комплексов от быстроты их освоения и интереса к ним со стороны детей.
Проведение занятий по ритмической гимнастике имеет свои особенности. Начинали занятия всегда с небольшой дозировки нагрузки, выполнение упражнений в среднем темпе, с увеличенной амплитудой. При проведении работы на физкультурных занятиях с использованием упражнений по ритмической гимнастике активные движения чередовали с ходьбой или движениями, успокаивающими дыхание, не перегружали детей бегом или подскоками, учитывали индивидуальные особенности детей.
Большое внимание уделяли индивидуальной работе. Так, в упражнение «Поднимание стопы на носок» у детей не получалось поднятие ног на носок в сочетании с плавным движением рук. Работа проводилась поэтапно. Сначала обучали детей перекату с пятки на носок, затем отрабатывали плавные движения руками перед собой. После этого соединяли движения.
Упражнение на координацию движения под музыкальное сопровождение включали в гимнастику после дневного сна, которая имела игровой характер и состояла из 3-6 имитационных упражнений. ( «Кошечка», «Ветерок», «Лягушка»). Для музыкальных «подъемов» подбирались преимущественно классические произведения (Э. Григ «Утро», П.Мориа «Голубая вода», К.Сен-Санс «Лебедь», И.С. Бах «Воздух»).
Утреннюю гимнастики проводили с детьми ежедневно, в течении 10-12 минут.
В двигательной деятельности на прогулке большое внимание уделяли развитию физических качеств и координации движения, равновесию, умению ориентироваться в пространстве. Давали детям задания на создание образа в движении (например «Скакалки»).
На физкультурных занятиях, на прогулке проводили бессюжетные подвижные игры ( «Круг», «Прыжки на одной ноге»), с целью развития координации движений, мускулатуры ног и повышения активности.
Составляя музыкальную фонограмму для комплекса ритмической гимнастики, мы обращали внимание на стилевое единство и общность содержания музыки, не смешивали в одном комплексе музыку различных направлений.
Итогом работы были физкультурные досуги, которые проводили во вторую половину дня длительностью 30 минут.
Большую работу проводили с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. С целью расширения знаний о координации движений с педагогами проводили беседу на тему «Развитие координации движения у старших дошкольников». Воспитатели участвовали в организации мероприятий, подготовки оборудования, являлись активными участниками индивидуальной работы с детьми. С целью повышения профессионального уровня воспитателей, проводились консультации-презентации с педагогами ( «Влияние ритмической гимнастики на развитие детей старшего дошкольного возраста» и др.) С целью получения практических навыков в проведении подвижных игр и игровых упражнений, овладения методикой проведения игр в работе с детьми, а также расширения теоритического и практического опыта проводили мастер-класс: «Подвижные игры и игровые упражнения на координацию движений для детей старшего дошкольного возраста», семинар-практикум «Взаимосвязь ритмической гимнастики и координации движения».
Для их проведения была подобрана фонотека музыкальных произведений, и для включения в физкультурные минутки, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, составлена картотека музыкально-ритмических движений.
Итак, организация занятий ритмической гимнастикой совершенствует не только двигательные умения и навыки, но и развивает координацию движений у дошкольников.
Литература:
- Колодницкий Г.А. музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: учебно-0методическое пособие для педагогов /Г. А. Колодницкий – Москва: Гном-Пресс, 2000 — 64с.
- Кузьменко М.В. Воздействие комплексов ритмической гимнастики на физическую подготовленность дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В, Кузьменко – Малаховка, 2002 – 24л.
- Михайлова С.Н. развитие координации движений у детей 6-7 лет как основа повышения их физической подготовленности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Михайлова – Ленинрград 1990 – 26с.
- Фирилева Ж.Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е. Фирилева,. Г. Сайкина – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2000 – 352с.
|