Мария Мельник. Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных,  биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины  утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в  отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи. Поэтому уровень развития речи  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать картотеку

На практике дошкольного образования подтверждено : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайкиконструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима помощь – занятие  пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Картотека пальчиковой гимнастики для младшей группы

Тема «Животные»
(можно использовать и как наглядный материал для демонстрации детям)Вот, убрав царапки,
(«Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки
(Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке.
(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,
как кошка моет ушки)
Это зайчонок, это бельчонок,
(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
(Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.Есть у курицы цыплёнок,
(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных,
начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши –
(Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
Свинка Нина Сыночка хвалила.
( Хлопают в ладоши)
- То-то хорошенький! То-то пригоженький!
(Поглаживают себя по голове)
Ходит бочком, Хвостик крючком, Нос пятачком
(Ребром ведущей руки ведут по столу, показывают
указательные пальцы обеих рук, показывают пятачок).Мягко кошка, посмотри,
(Пальчики ребенка на обеих руках сжаты в кулак и лежат на
столе ладонями вниз).
Выпускает коготки.
(затем ребенок медленно разжимает кулачки, разводя
пальчики в стороны, показывая, как кошка впускает
коготки).
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(Ладошки рук ребенка лежат на столе. Кошка (правая рука)
крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по
столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальчики
правой руки быстро).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки убегает.
Мишка косолапый по лесу идет,
(пальчики указательный и средний «идут».)
Шишки собирает и в карман кладет.
(собирают шишки в кулачок.)
Вдруг одна из шишек прямо мишке в лоб,
(имитируют.)
Мишка рассердился и ногою топ. 
(топают кулачками по столу.)Две сороконожки бежали по дорожке.
(Перебирать пальчиками, изображать бег)
Бежали, бежали, друг друга повстречали,
Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,
(Положить кисти рук на плечи крест-накрест)
Так друг друга обнимали… Еле-еле их разняли. 
(Пальчики сцепить в замок. Разомкнуть пальчики.)
Ежик колкий,
Где твои иголки?
Вот они!  
(Пальчики сцеплены в замок. Расцепить пальчики, но
ладошки не разъединять).Наш красивый петушок
(Обе руки сжаты  в кулачки).
Кверху поднял гребешок.
(Разжать ладони.)
Крылышками машет.
(Помахать крылышками.)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
(Указательными пальцами постучать по столу.)
Пёстрых курочек зовёт.
(манящие движения.)
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и
правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю
фразу показать «рога», одновременно выпрямив
указательные пальцы и мизинцы.)Сидит белка на тележке,
(кулачками стучим по столу.)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке
(разгибаем большие пальчики рук.)
Воробью, синичке,
(разгибаем указательные и средние пальчики.)
Мишке толстопятому,
(разгибаем безымянный пальчик.)
Заиньке усатому.
(разгибаем мизинчик).
Слон огромный, как скала.
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Ну а мышка? Ох, мала!
(Опустить руки вниз, пальцы сложить щепоткой.)
Если б стала со слона,
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Кошку съела бы она!
(Хлопок в ладоши.)На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
(Сгибание пальцев в кулачок .)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
(выполнять действия по смыслу)
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите, (загребаем ручками)
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

Просмотров: 631
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей «Вышли пальчики гулять»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Романова Галина Сергеевна. Программа подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе «Волшебные пальчики»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи дошкольников через формирование мелкой моторики «Умелые пальчики»
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Галдаева Юлия Олеговна. Занятие для развития мелкой моторики для дошкольников - Развиваем пальчики
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Малоземова Елена Юрьевна. Веселые пальчики. Развитие речи детей дошкольного возраста
  • Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь