Подготовила: Ким Елена Алексеевна. МБОУ СШ №12
Важным элементом развития мелкой моторики рук дошкольников является использование пальчиковых игр. Эти забавные игры научат детей 2- 3 лет копировать движения пальцев взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие эти действия. Дошколятам они помогут совладать со своими, не всегда послушными, пальчиками, развить координацию и точность движений рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Складывая фигурки из пальчиков, ребёнок будет с удовольствие, отгадывать загадки, запоминать весёлые стихи и повторять их. Играя со своими пальчиками, дети узнают много нового, об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют свой словарный запас.
Представляем Вашему вниманию пальчиковые игры для детей, начиная с 2-3 лет. Все игры и упражнения тематически объединены.
Как играть.
Покажите малышу, как должны двигаться пальчики, и загадайте ему загадку о том предмете или животном, которое вы изображаете. Когда загадка будет отгадана, попросите ребёнка самого изобразить пальчиками какое– нибудь действие, предмет или животное. Если малышу будет трудно, помогите ему.
Скачать картотеку
В некоторых упражнениях вместо загадок предлагаются стихи. В этом случае ребёнок сначала слушает стихотворение и наблюдает за тем, как выполняется упражнение, а после этого уже копирует положение пальцев. Пока малыш складывает пальчики, ещё раз прочитайте стихотворение. Постепенно вы приучите его с удовольствием подражать определённым звукам или повторять запомнившиеся слова.
Мы по дому помогаем. Начните игру с таких слов: Наши ручки не только играют, Но маме с папой помогают.
Кто не ленивый, тот трудится смело, Тот с радостью возьмётся за дело. Что я делаю – скажи? Моем и стираем – маме помогаем.
Подметаем пол.
Кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
Загадка.
Скручен, связан, По полу пляшет – Тут и там Маше (Веник)
Гладим бельё.
Похвалите малыша за помощь и продолжайте «работу»: «Мы пол подмели, а теперь поможем маме погладить бельё».
Ладонью скользите по полу вперёд – назад, как будто гладите утюгом.
Загадка.
Где пройду я – там порядок: Не морщинок нет, ни складок. П-ш-ш, п- ш- ш… (Утюг)
Молоток.
А теперь поможем папе. Поработаем молотком.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
Загадка.
Сам худ, Голова с пуд. Стучит; «Тук- тук, Тук-тук».
Попросите ребёнка изобразить молоток, произнося при этом: «Тук- тук, тук- тук».
Отвёртка.
Скажите ребёнку: «А теперь поможем папе вворачивать в стену шурупы, на них мы повесим полку для книг».
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
Надо нам отвёртку взять
И вращать, вращать, вращать.
Пила.
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилит» ею вперёд – назад.
Загадка.
Едет, едет взад – вперёд, На две части разоймёт. С ней работать я привык, «Вжик – вжик, вжик – вжик…».
Попросите ребёнка самого изобразить пилу и повторить её песенку: «Вжик-вжик, вжик-вжик»
На прогулку – круглый год.
Осенняя пора.
Листопад.
Скажите ребёнку: «Подул ветерок — зашелестели листочки на дереве. Вот послушай…».
Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами. Эффект шуршания получается за счёт трения пальцев друг о друга.
Попросите ребёнка изобразить, как шуршат листочки на ветру, и послушать их шорох.
Скажите ребёнку: «А ветер дует всё сильнее, один за другим облетают листья с дерева – начинается осенний листопад».
Поднимите руки на уровень плеч и начните плавно сближать и разводить их в стороны, постепенно опуская ниже и ниже.
Дует, дует ветер, Дует, задувает, Жёлтые листочки С дерева срывает.
Зонтик.
Скажите ребёнку: «Дождь идёт, а мы не боимся, потому что у нас есть…»
Изобразите зонтик и попросите ребёнка угадать задуманный предмет. Для этого поднимите левую ладонь и согните её так, чтобы получился купол. Указательным пальцем правой руки упритесь в середину левой ладонью (ручка зонтика).
Загадка.
Из-под крыши крыша Под дождик вышла. И рады мы проказам матушки – зимы… Снегопад.
Согните руки в локтях и поднимите их. Плавными зигзагами, образными движениями, не спеша опускайте руки.
Скажите ребёнку: «Всюду лежит белый пушистый снег: на земле, на деревьях, на крышах домов»
Мороз.
Расскажите малышу стихотворение:
Но вечер приближается (разведите руки в стороны) –
Вьюга начинается
(покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) –
Щиплет щёки, щиплет нос
(пальцами слегка ущипните нос и щёки)
Солнышко.
Скажите ребёнку: «Встало утром солнышко, осветило всё вокруг своими ласковыми лучиками»
Согните руки в локтях и поднимите их, скрестите их, прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы растопырьте, словно это солнечные лучи.
Весна в окно стучится…
Солнышко проснулось.
|