Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря детей как одну из важных задач развития речи (В. И. Бельтюков, 1979; Л.С. Выготский, 1956; А.Н. Гвоздев, 1927; С.Н. Карпова, 1972; М.М. Кольцова, 1979; Т.Н. Ушакова, 1972).
Скачать презентацию
Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. И, прежде всего, это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой. Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения, хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно, особенности формирования каждой из них требуют отдельного рассмотрения.
Далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Для этого необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства.
Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, – названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. Предметная деятельность ребенка является побуждающим фактором для умственного развития младшего дошкольника и возникновения его речи, и ребенку интересны манипуляции предметами в руках, а не подражание речи взрослого.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями, что не является безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требует специального развития. Учеными (И. М. Сеченовым, 1896, и Scherrington, 1935 и современными учеными Н.А. Бернштейн, И.С. Лопухиной, 1999 и др.) было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание, память, речь, слух, зрение. А это основное условие успешного развития и обучения. Речь ? одна из центральных психических функций, отражение мыслительных операций, а систематические упражнения по тренировке пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем легче будет научить его говорить, оперировать понятиями. Происходит то, что писал А.М. Горький: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
В настоящее время у значительной части детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики (Т. В. Белова, В.А. Солнцева, Н.Б. Шевченко). Анализ исследования силы кисти правой руки у дошкольников за два последних десятилетия (с 1994 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику (М. М. Безруких, С.П. Ефимова), поэтому психолого-медико-педагогическая служба констатирует ежегодное увеличение детей с общим недоразвитием речи, с неразвитым активным словарем.
Проведённое исследование по изучению развития словаря у дошкольников (на базе детский сад «Ромашка») показало следующие результаты. Выявленные при анализе психолого-педагогической литературы особенности развития словаря у детей дошкольного возраста позволяют определить задачи словарной работы в детском саду: обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения, обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов, активизация словаря.
Упражнения на мелкую моторику кистей рук-это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Констатирующий этап исследования выявил у детей дошкольной группы преимущественно средний уровень развития словаря (56%) и преимущественно средний уровень развития мелкой моторики (57%). На основе результатов констатирующего этапа и анализа научной литературы, был составлен и реализован комплекс упражнений на мелкую моторику кисти руки для детей дошкольного возраста.
Таким образом, комплекс упражнений на мелкую моторику кисти руки для детей младшего дошкольного возраста был сформирован и реализован на основе системности образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, комплексности методов педагогического воздействия, возрастании сложности, с учетом эмоциональной сложности материала. Комплекс упражнений позволяет осуществлять освоение программного материала младшей группы детского сада по ознакомлению с окружающим, развитию речи и, главное, развитию словаря.
В процессе упражнений на мелкую моторику детская рука приобретает уверенность, точность движений, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для развития ребенка, развития словарного запаса и активизации его речи, подготовки руки к письму. Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают выполнение упражнений на мелкую моторику более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию представлений, словаря, мышления, инициативы и творчества.
Очень эффективны «сухие бассейны для пальчиков». В качестве такого материала для упражнений на мелкую моторику можно использовать и природные материалы. «Ванночки» можно сделать с мягким содержанием или с твердым и грубым. Главное — они доступны детям, а ознакомление с признаками и свойствами данных материалов расширит словарный запас детей и активизирует речь.
В заключение экспериментального исследования проведена оценка эффективности реализованного комплекса упражнений на мелкую моторику. С помощью игровых методик Э.М. Курициной и Л.А. Тараевой «Закончи предложения», «Что делает?», «Выполни команду», «Не ошибись», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Слово и картинка» — для изучения уровня развития речи дошкольников
- тестовые игра-упражнение «Езда по дорожке» Ю.В. Филипповой и пальчиковая игра «Моя семья» — для изучения развития мелкой моторики дошкольников.
-показатели результатов изучения уровня развития словаря у дошкольников изменились следующим образом: с высоким уровнем развития словаря количество детей увеличилось на 16%, со средним уровнем незначительно понизилось – на 6%, с низким уровнем количество детей уменьшилось на 10%.
-показатели результатов изучения мелкой моторики у дошкольников изменились следующим образом: с высоким уровнем развития мелкой моторики количество детей увеличилось на 21%, со средним уровнем незначительно понизилось – на 2%, с низким уровнем количество детей уменьшилось на 19%.
Таким образом, выявлена положительная динамика в полученных на контрольном этапе результатах исследования развития словаря детей дошкольного возраста и развития моторики у них.
Развитие мелкой моторики кисти руки является эффективным средством активизации речи ребенка дошкольного возраста, если:
- в упражнениях на мелкую моторику кисти руки использовать различные предметы
- использовать упражнения, в сопровождение которых включаются все видимые и звуковые формы коммуникации: выражения лица, жесты, вокализация, слова, фразы и предложения
- использовать упражнения в комплексе.
|