Сапарова Елена Николаевна. Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста

1. Развитие пассивного и активного словаря.

Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».

Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Проводя игру, детям объяснялось её правило. В процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались целые картинки-образцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, вы должны сложить целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети собирали картинки из кубиков.

 

  • Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

В мешочек помещались разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребёнок опускал в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определял и назвал то, что он ощупывал. Вытащив предмет, он говорил, например, про мяч: «Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

  • Игра «Что не так?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Детям давалась инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптировалась под все изучаемые темы.

  • Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

  • Игра «Меморина»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Примечание: картинки в игре могут быть как предметные, так и сюжетные, одинаковые или похожие, отличающиеся какими-либо элементами.

Принцип игры прост: ребёнку надо было найти пары одинаковых ИЛИ похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек (в зависимости от возраста и развития ребёнка). Карточки были разложены на столе, перевёрнуты изображением вниз, что как раз и создавало эффект неожиданности. Дети поочереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель. Маленькие дети ходили поочереди, а детям постарше давалось право дополнительного хода, тому, кто нашёл пару. Это повышало внимание и интерес к игре.

Если в начале игры ребёнку предлагалось найти и назвать два одинаковых фрукта, то на этапе закрепления он уже находил два похожих фрукта. Или давалось задание по теме «Овощи» найти две такие половинки, которые составят целое. Открывая картинки, ребёнок произносил: «Эта половинка морковки, а это половинка огурца. Разные овощи.

При работе по теме «Одежда», использовались другие пары картинок, по теме посуда следующие.

Применялись не только предметные но и сюжетные картинки. Так по теме «Зимние забавы» дети, открывая карточки, составляли предложения (Девочка катается на лыжах. Мальчик лепет снеговика.) развивая глагольный словарь, а затем, отобрав 6 разных картинок, составляли рассказ.

  • Игра «Путаница».

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздавались конверты с деталями от разных видов одежды. Они менялись друг с другом и складывали свою одежду. Игра была адаптирована под другие лексические темы.

  • Упражнение «Покажи, где нарисовано...?»

Цель: развивать пассивный словарь.

Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.

мяч дерево

кружка пирамида

ручка блюдце

стакан карандаш

книга стул

Предусматривался вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.

  • Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

  • Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

кошка – мяукает, кузнечик — стрекочет

конь – ржёт, корова — мычит

курица – кудахчет, собака — лает

петух – кукарекает, голубь — воркует

  • Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

  • Упражнение «Часть — целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья — дерево.

Спинка, ножки, сиденье — стул. Крылья, клюв, хвост — птица.

  • Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это... Ромашка, василёк, незабудка — это... Комар, кузнечик, жук — это... Заяц, лиса, волк — это... Кукушка, сова, орёл — это...

  • Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное), тот выигрывал.

  • Упражнение «Скамей правильно»

Цель: развитие глагольного словаря.

машина (ехать) заяц (прыгать)

самолёт (лететь) лошадь (скакать)

корабль (плыть) гусеница (ползти)

  • Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т.д.

  • Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.

Детям предлагалось с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)

  • Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел — залетел

въехал – съехал, взлетел — приземлился

выехал – заехал, укатил — прикатил

заплыл – выплыл, уплыл — приплыл

  • Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка...

Опёнок съедобный, а мухомор...

  • Упражнение «Подбери правильно»

Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.

Образец: Густой туман. Дремучий лес.

Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);

Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);

Горячий, знойный (чай, воздух).

3. Развитие словообразования

  • Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -

овца -

собака -

белка -

сани -

ложка -

кольцо-

коса-

сумка –

шапка -

  • Игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок — мяч -

стул — заяц -

ключ — яблоко -

сын — апельсин -

колокол — банан -

  • Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока — яблочное повидло;

Из банана — банановое повидло;

Из лимона — лимонный сок;

Из груши — грушевый компот;

Из малины — малиновое варенье;

Из грибов — грибной суп и т.д.

  • Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?)...

Стул низкий, а стол (какой?)...

Слон большой, а муравей (какой?)...

  • Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -

из шерсти –

из меха –

из глины -

из стекла-

из картона-

из бумаги-

из снега-

из металла-

из железа-

  • Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа? Чьё ухо?)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита — у волка -

у барсука — у белки -

у кошки — у утки -

у льва — у кота -

у гуся — у лисы -

у петуха — у собаки –

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

  • Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам.

1 2 6

тетрадь тетради тетрадей

лампа

кошка

стул

  • Упражнение «Один — много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это … лимоны.

Это груша, а это.... груши.

Это яблоко, а это … яблоки.

  • Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

Просмотров: 654
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Волошина Ирина Владимировна. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
  • Ирэн. Конспект занятия по логопедии - 'Пересказывание с опорой на сюжетные картинки и игрушки'
  • Качук Мария Сергеевна. Презентация 'Особым детям — особое внимание'
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Дополнительная общеобразовательная программа студии мультипликации «Веселые картинки» для детей 6-7 лет
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Бочкова Елена Валерьевна, Гимадиева Наталья Андреевна. Развитие словаря у детей дошкольного возраста.
  • Заруба Светлана Владимировна. «На картинки посмотрю, связно заговорю»
  • Тудегешева Анна Петровна. Тематические картинки на тему весна.
  • Остроумова Елена Николаевна. Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе «Волшебные картинки».
  • Фатима Кудряшова. «Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на картинки и без них»
  • Казакова Лариса Евгеньевна. Необычные картинки из вкладышей коробок от конфет.
  • Наталья Акинина. Дидактическая игра по развитию речи детей 5-6 лет Учимся говорить правильно (Детки с ветки)
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Низамова Елена Петровна, Казинская Татьяна Дмитриевна. Сценарий осеннего праздника в разновозрастной группе «Картинки осени»
  • Кочергина Оксана Николаевна. Как научить ребенка правильно держать карандаш
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Еремина Елена Викторовна. ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Баймухаметова Зифа Ахмадзиевна. Дидактическая игра «Ярмарка полезных дел» (детям 6-7 лет)
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь