Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».

Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».

Автор Бекенёва Наталья, практический психолог, арт-терапевт, детский писатель член РОО Арт-терапевтической ассоциации.

Психотерапевтическая сказка и как ею пользоваться?

В те моменты, когда мы теряемся и не можем объяснить ребёнку:

  • Почему мы злимся? И что с этим делать?
  • Для чего надо учиться и в чём польза труда?
  • Зачем извиняться? И как прощать? И что такое зависть?

И так далее… и так далее.

В вопросах воспитания нет единого рецепта, но есть образы, через которые наша психика безболезненно и легко воспримет проблемную ситуацию и найдёт правильный выход.

Почему так? Вспомните, как часто в нашей жизни бывают ситуации, когда взгляд на Вашу тревожную историю постороннего человека оказывается открытием и многое проясняет? Это обусловлено абстрагированием от произошедшего через взгляд другого, не связанного с этим событием человека. Это мнение становится значимым, ценным для нас и многое проясняет.

 

Скачать конспект

Для ребёнка этим «посторонним», может быть сказка! Она яркая, насыщена образами, красочными описаниями, любимыми персонажами – это и позволяет ребёнку лучше понять себя, своё поведение и принять верное решение без нажима взрослого и через сказочного персонажа.

Итак, ребёнок столкнулся с завистью. Что делать? Как помочь малышу направить негативную психическую энергию в позитивное русло? Просто сказать «не завидуй, ничего, у тебя тоже так будет» – порой бывает недостаточно. Некоторые дети в силу своего темперамента могут замкнуться, подолгу «застревая» на той или иной ситуации, или требовать от родителей такой же игрушки как у кого-то, события, роли в спектакле и т.д. Родители быстро уступают, лишь бы избавить себя от долгих уговоров.

Выход – прослушать психотерапевтическую сказку, а после – предложить ребёнку совместную поделку, например, игрушку, не ту, что он увидел у Пети или Васи, а сделанную своими руками – уникальную и неповторимую (из солёного теста, пластилина, глины или при помощи изобразительных средств).

Или выучить, а лучше сочинить оригинальные, запоминающие слова для роли в спектакле, на утренник. В общем, не зацикливаться на произошедшем, а направить энергию ребёнка на созидание.

Сказка о тучка-хмурёнах.

Цель: развитие у ребёнка волевого компонента, мотивация к труду и познанию.

Однажды летом в небе приключилась история. Утром взошло солнце. Осветило лучами землю – люди проснулись, птицы запели, цветы расцвели.

И тут появились тучки-хмурёны – вечно мрачные и надутые. Взглянули они вниз – земля сияет от счастья, все солнцу радуются, а им нет. Стали тучки завидовать, чернеть и двинулись на солнышко. Закрыли они его – пухлые, да тёмные, не дают солнцу выглядывать, а людям и животным нежиться тёплых лучах.

Солнце подумало-подумало и говорит:

— Чего злитесь, хмурёны? Неужто вы думаете, что в вас ничего полезного нет?

- Нет! – зло ответила старшая, самая пухлая и хмурая туча. Да так надулась, аж капли дождя из неё полились.

–А вот и неправда! В вас же полно влаги! Прольётся вода на землю и люди порадуются! Вы только уж постарайтесь! – подзадоривало солнышко хмурён.

– Ничего они не порадуются, убегут все только!

Солнце улыбнулось и отвечает:

- Все новые тучки, кто меня увидит, так говорят. А вы попробуйте, расступитесь подальше, да пролейтесь обильным дождём, увидите, что будет!

Тучки похмурились, похмурились, да собрались в единую тучищу. Загремел гром, всполохнулась молния, пролился летний дождь.

Люди на земле, конечно, поначалу спрятались. Но через время, когда дождь прекратился, и над землёй возникла радуга – под редкие капли дождя выбежали люди. Особенно было много детишек. Они радовались свежему воздуху после дождя, радуге, а звери и птицы возможности выпить свежей воды из луж. Через день хмурёны снова появились на небе.

Но они уже не спорили с солнышком, а просто делали своё дождевое дело, без зависти, злобы и обиды.

Ну что ж, а теперь тест – поделка «Путешествие на воздушном шаре».

Для детей среднего и младшего дошкольного возраста.

Материалы: пластилин или тесто для лепки, цветной картон или альбомный лист.

Арт-занятие предназначено для педагогов, психологов или близких ребёнка, желающих разобраться в причинах: замкнутости, агрессии, нежелания общаться с тем или иным членом семьи и в других психологических трудностях.

Погружение в историю или что говорим ребёнку?

Однако, если мы хотим провести полноценную непредвзятую диагностику, то это упражнение должен проводить психолог или специалист- педагог.

«Итак, сейчас мы отправляемся в далёкое путешествие.

Оно непростое, а на воздушном шаре.

Представь, что однажды ты вышел во двор, а перед тобой оказался волшебник, а за его спиной висел красивый, огромный воздушный шар. Волшебник предложил тебе отправиться на шаре в путешествие. Кого бы из родственников или близких ты хотел бы взять с собой?

Параллельно начинаем лепить воздушный шар из пластилина или солёного теста и украшать его орнаментом. В корзине – человечки, члены семьи, которых малыш возьмёт с собой.

Лепим окружающий мир – небо, солнце, птиц, деревья, животных. Всё, что интересно.

Продолжаем развивать историю, расспрашиваю по ходу занятия у ребёнка:

Как надолго ты бы отправился в такое путешествие? Насколько далеко бы покинул родное место? Какая была погода? Меняется ли она? Что рядом? Что ты видишь внизу? Будет ли ваш воздушный шар снижаться и знакомиться с местностью и жителями, возможно, даже с новой сказочной страной? Всё зависит от желания ребёнка. Не настаивайте, позвольте фантазии литься естественно. Возможно, история примет статичный, релаксирующе-творческий характер. Это тоже хорошо – это выход, отреагирование эмоций.

Итак, после путешествия необходимо вернуться домой. Ведь всякое путешествие обязательно подходит к концу. Ты благополучно возвращаешься домой со всеми, кого ты взял в это путешествие. Оно было насыщено эмоциями, возможно приключениями, но ты со всем справился, ведь у тебя есть дружная семья и друзья!

От автора: Я удивилась, как много можно понять по рассказу ребёнка о путешествии, о его внутреннем мире. И главное, в этом методе есть большой ресурс для психотерапии страхов, тревог, эмоционального фона и отношений с семьей. Обращайте также внимание на то, как ребёнок описывает погоду (эмоциональный фон), внедряет ли он дополнительные препятствия в путешествие (конфликты) и как он их преодолевает и с кем? Предлагайте выходы из критических ситуаций по ходу представления, если таковые случаются (дождь, град, смена времени года, жесткая посадка, неизвестные племена, нападения и т.д.)

Вместе с членами семьи ребёнок обязательно должен их разрешить и благополучно вернуться домой в представлении.

Поделку лепим на картоне или плотном альбом ном листе. Впоследствии ребёнок может поступить с ней, как его хочется – поставить, повесить в рамку, убрать в стол или даже выбросить. Здесь также заложен арттерапевтический ресурс, и мы не мешаем этому.

Просмотров: 748
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Кондратьева Наталья Николаевна. Конспект НОД «Путешествие на воздушном шаре»
  • Галкина Надежда. Выпускной утренник «Путешествие на воздушном шаре»
  • Тесля Наталья Александровна. Конспект НОД в старшей группе «Путешествие на воздушном шаре»
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Ксения Герасимова. Выпуск в школу 'Путешествие на воздушном шаре'
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Ибрагимова Миляуша Ринатовна. Конспект комбинированного занятии в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре».
  • Ершова Светлана Владимировна. «Путешествие на воздушном шаре» Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми средней группы
  • Елена Волобуева. Сценарий утренника посвященного выпуску в школу 'Путешествие на воздушном шаре'
  • Скворцова Наталья Владимировна. Конспект родительского собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»
  • Исмагилова Ирина Александровна. Статья «Сказка в жизни ребёнка»
  • Медведева Надежда Анатольевна. Физкультурный досуг «Путешествие на воздушном шаре» Для детей средней группы с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Наталья Костромина. Конспект занятия по ФЭМП во 2 мл. группе «Поможем Зайчонку вернуться домой»
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Викулова Наталья Яковлевна. Конспект интегрированного занятия по развитию творчества детей через сказку в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в тридесятое царство»
  • Младина Элеонора. Роль семьи в развитии ребёнка
  • Главный Редактор. Пусть всегда будет солнце - песня
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Зоя Сырова. Конспект занятия «Солнце как и мама лишь одно бывает»
  • Таран Раиса Фёдоровна. СКАЗКА «ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК»
  • Валентина Владимировна Юшковец. Статья из опыта работы: «С чего начинается литературное воспитание ребёнка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь