Автор Бекенёва Наталья, практический психолог, арт-терапевт, детский писатель член РОО Арт-терапевтической ассоциации.
Психотерапевтическая сказка и как ею пользоваться?
В те моменты, когда мы теряемся и не можем объяснить ребёнку:
- Почему мы злимся? И что с этим делать?
- Для чего надо учиться и в чём польза труда?
- Зачем извиняться? И как прощать? И что такое зависть?
И так далее… и так далее.
В вопросах воспитания нет единого рецепта, но есть образы, через которые наша психика безболезненно и легко воспримет проблемную ситуацию и найдёт правильный выход.
Почему так? Вспомните, как часто в нашей жизни бывают ситуации, когда взгляд на Вашу тревожную историю постороннего человека оказывается открытием и многое проясняет? Это обусловлено абстрагированием от произошедшего через взгляд другого, не связанного с этим событием человека. Это мнение становится значимым, ценным для нас и многое проясняет.
Скачать конспект
Для ребёнка этим «посторонним», может быть сказка! Она яркая, насыщена образами, красочными описаниями, любимыми персонажами – это и позволяет ребёнку лучше понять себя, своё поведение и принять верное решение без нажима взрослого и через сказочного персонажа.
Итак, ребёнок столкнулся с завистью. Что делать? Как помочь малышу направить негативную психическую энергию в позитивное русло? Просто сказать «не завидуй, ничего, у тебя тоже так будет» – порой бывает недостаточно. Некоторые дети в силу своего темперамента могут замкнуться, подолгу «застревая» на той или иной ситуации, или требовать от родителей такой же игрушки как у кого-то, события, роли в спектакле и т.д. Родители быстро уступают, лишь бы избавить себя от долгих уговоров.
Выход – прослушать психотерапевтическую сказку, а после – предложить ребёнку совместную поделку, например, игрушку, не ту, что он увидел у Пети или Васи, а сделанную своими руками – уникальную и неповторимую (из солёного теста, пластилина, глины или при помощи изобразительных средств).
Или выучить, а лучше сочинить оригинальные, запоминающие слова для роли в спектакле, на утренник. В общем, не зацикливаться на произошедшем, а направить энергию ребёнка на созидание.
Сказка о тучка-хмурёнах.
Цель: развитие у ребёнка волевого компонента, мотивация к труду и познанию.
Однажды летом в небе приключилась история. Утром взошло солнце. Осветило лучами землю – люди проснулись, птицы запели, цветы расцвели.
И тут появились тучки-хмурёны – вечно мрачные и надутые. Взглянули они вниз – земля сияет от счастья, все солнцу радуются, а им нет. Стали тучки завидовать, чернеть и двинулись на солнышко. Закрыли они его – пухлые, да тёмные, не дают солнцу выглядывать, а людям и животным нежиться тёплых лучах.
Солнце подумало-подумало и говорит:
— Чего злитесь, хмурёны? Неужто вы думаете, что в вас ничего полезного нет?
- Нет! – зло ответила старшая, самая пухлая и хмурая туча. Да так надулась, аж капли дождя из неё полились.
–А вот и неправда! В вас же полно влаги! Прольётся вода на землю и люди порадуются! Вы только уж постарайтесь! – подзадоривало солнышко хмурён.
– Ничего они не порадуются, убегут все только!
Солнце улыбнулось и отвечает:
- Все новые тучки, кто меня увидит, так говорят. А вы попробуйте, расступитесь подальше, да пролейтесь обильным дождём, увидите, что будет!
Тучки похмурились, похмурились, да собрались в единую тучищу. Загремел гром, всполохнулась молния, пролился летний дождь.
Люди на земле, конечно, поначалу спрятались. Но через время, когда дождь прекратился, и над землёй возникла радуга – под редкие капли дождя выбежали люди. Особенно было много детишек. Они радовались свежему воздуху после дождя, радуге, а звери и птицы возможности выпить свежей воды из луж. Через день хмурёны снова появились на небе.
Но они уже не спорили с солнышком, а просто делали своё дождевое дело, без зависти, злобы и обиды.
Ну что ж, а теперь тест – поделка «Путешествие на воздушном шаре».
Для детей среднего и младшего дошкольного возраста.
Материалы: пластилин или тесто для лепки, цветной картон или альбомный лист.
Арт-занятие предназначено для педагогов, психологов или близких ребёнка, желающих разобраться в причинах: замкнутости, агрессии, нежелания общаться с тем или иным членом семьи и в других психологических трудностях.
Погружение в историю или что говорим ребёнку?
Однако, если мы хотим провести полноценную непредвзятую диагностику, то это упражнение должен проводить психолог или специалист- педагог.
«Итак, сейчас мы отправляемся в далёкое путешествие.
Оно непростое, а на воздушном шаре.
Представь, что однажды ты вышел во двор, а перед тобой оказался волшебник, а за его спиной висел красивый, огромный воздушный шар. Волшебник предложил тебе отправиться на шаре в путешествие. Кого бы из родственников или близких ты хотел бы взять с собой?
Параллельно начинаем лепить воздушный шар из пластилина или солёного теста и украшать его орнаментом. В корзине – человечки, члены семьи, которых малыш возьмёт с собой.
Лепим окружающий мир – небо, солнце, птиц, деревья, животных. Всё, что интересно.
Продолжаем развивать историю, расспрашиваю по ходу занятия у ребёнка:
Как надолго ты бы отправился в такое путешествие? Насколько далеко бы покинул родное место? Какая была погода? Меняется ли она? Что рядом? Что ты видишь внизу? Будет ли ваш воздушный шар снижаться и знакомиться с местностью и жителями, возможно, даже с новой сказочной страной? Всё зависит от желания ребёнка. Не настаивайте, позвольте фантазии литься естественно. Возможно, история примет статичный, релаксирующе-творческий характер. Это тоже хорошо – это выход, отреагирование эмоций.
Итак, после путешествия необходимо вернуться домой. Ведь всякое путешествие обязательно подходит к концу. Ты благополучно возвращаешься домой со всеми, кого ты взял в это путешествие. Оно было насыщено эмоциями, возможно приключениями, но ты со всем справился, ведь у тебя есть дружная семья и друзья!
От автора: Я удивилась, как много можно понять по рассказу ребёнка о путешествии, о его внутреннем мире. И главное, в этом методе есть большой ресурс для психотерапии страхов, тревог, эмоционального фона и отношений с семьей. Обращайте также внимание на то, как ребёнок описывает погоду (эмоциональный фон), внедряет ли он дополнительные препятствия в путешествие (конфликты) и как он их преодолевает и с кем? Предлагайте выходы из критических ситуаций по ходу представления, если таковые случаются (дождь, град, смена времени года, жесткая посадка, неизвестные племена, нападения и т.д.)
Вместе с членами семьи ребёнок обязательно должен их разрешить и благополучно вернуться домой в представлении.
Поделку лепим на картоне или плотном альбом ном листе. Впоследствии ребёнок может поступить с ней, как его хочется – поставить, повесить в рамку, убрать в стол или даже выбросить. Здесь также заложен арттерапевтический ресурс, и мы не мешаем этому.
|