Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г.Лысково
Подготовила: Викулова Наталья Яковлевна воспитатель МБДОУ детский сад №10 2017г.
Направление: развитие речевых способностей детей.
Цель:
- Развивать интерес к русским народным и авторским сказкам, понимать их глубокий смысл.
- Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок
- Формировать умение мыслить творчески, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
- Воспитывать желание помочь.
Предварительная работа: Чтение русских народных и авторских сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок;
игра- драматизация «Красная шапочка на новый лад».
Словарь: активизировать в речи детей выражения «горячее сердце», «ледяное сердце», и слова «отзывчивость», «доброта».
Материал: Дидактическая кукла Кузя, камень с надписью, расписной сундучок, наполненный разноцветным льдом, волшебные предметы, шапочки для волка и Красной Шапочки, разноцветные кружочки из картона, фигурки-оригами, «книга сказок», музыкальные фрагменты в аудиозаписи.
Место проведения: групповая комната и музыкальный зал.
Ход занятия:
Воспитатель читает пригласительную открытку.
- Дети, домовёнок Кузя приглашает нас в гости, наверное приготовил нам какой-то сюрприз. Мы принимаем его приглашение (да, принимаем)
(Воспитатель подводит детей к группе, у входа в которую стоит камень с надписью).
Вот чудеса, камень какой-то, ну просто как в сказке:
«Прямо пойдёшь — доброе дело сделаешь своему другу».
«Налево пойдёшь — с другом расстанешься навсегда».
«Направо пойдёшь — красивую игрушку найдёшь».
- Какую из дорог выберем? Почему? (Потому что друзья должны выручать друг друга из беды. Друг тебя никогда не обидит, всегда придёт тебе на помощь. Есть поговорка: «Сам пропадай, а друга выручай»).
-Итак, мы выбрали дорогу — идём прямо к нашему Кузе. А вот и Кузя нас встречает. (На сундучке сидит Кузя).
-Здравствуй, Кузя, какой у тебя красивый расписной сундучок. Интересно, что там, дети как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель берёт в руки Кузю, от его лица говорит:
«Я приготовил вам новую интересную сказку, она в сундучке.
Все люди любят сказки, И сказки дружат с каждым, Они необходимы как солнышка привет. И если любишь сказки, они тебе расскажут
О том, что может было, а может быть и нет. Раз, два, три, четыре, пять — можно сказку начинать»).
- Ой, что это? Вместо волшебной книги сказок здесь одни кусочки льда:
холодные, колкие. Как вы думаете, что произошло? Кто забрался в сказочный сундучок Кузи, похитил все его сказки и всё здесь заморозил? (Ответы детей).
- Как же узнать, кто это? Да, дети, нам без волшебства не обойтись. Давайте возьмём блюдечко с наливным яблочком, оно нам поможет. Говорите вместе со мной волшебные слова:
«Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, покажи нам леса и моря, покажи нам гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку». Дети, вы видите что-нибудь? (Ответы детей).
- А я вижу Снежную Королеву, вот её карета мчится, лошади белые, гривы снежные. Она полетела в Тридесятое царство. Что же может случиться? (Она может всех заморозить, у добрых героев станет ледяное, холодное сердце, они будут злые и хитрые). Надо отправляться в Тридесятое царство на помощь сказочным героям. Найдём Снежную Королеву, вернём Кузе его Волшебную книгу сказок. Только как ее победить? (У Снежной Королевы холодное, ледяное сердце, она боится тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Что же нам взять с собой в дорогу? (Дети предлагают взять с собой волшебные предметы:
шапку-невидимку, волшебную дудочку, гусли-самогуды, зеркальце, волшебную палочку, кувшин, цветик-семицветик). А вот у Кузи уже всё припасено. (Воспитатель вместе с детьми складывает волшебные предметы в корзинку. Звучит музыка, дети повторяют за воспитателем волшебные слова):
«Фантики, сантики, лимпопо, Эники, бэники, метёлки, веники. Пусть мы окажемся в Тридесятом царстве».
(Входят на полянку).
-Дети, тихо, не спугните сказки, они здесь где-то спрятались по углам. Слышите, кто-то песенку поёт? (Звучит фрагмент песенки Красной Шапочки).
-Чья это песенка, в какую сказку мы попали? (Ответы детей).
Идёт Красная Шапочка и не знает, что злая Снежная Королева побывала в этой сказке, заморозила дровосеков и теперь никто не сможет прийти на помощь бедной девочке. Чем мы можем помочь? (Дети предлагают изменить сюжет сказки, используя волшебные предметы.
Воспитатель принимает все предложения детей, напоминая, что доброта и отзывчивость способны творить чудеса).
- Тогда давайте сделаем сейчас так: сказка пойдёт своим чередом, но мы сможем её остановить волшебной палочкой, как только это станет опасно и продолжим сказку по-другому. (Воспитатель надевает двум детям шапочки волка и Красной Шапочки, дети драматизируют эпизод встречи героев в лесу).
- Ну, в этой сказке мы успели помешать Снежной Королеве натворить зло, идём дальше. (Звучит музыка. Дети подходят к избушке на курьих ножках. Подменный воспитатель в роли Бабы-Яги, говорит из окошка:
- Я Баба-Яга, костяная нога, где из мёда река, кисель-берега, там живу я века. Ага, ага! Да вы меня не бойтесь, я добрая. А вы зачем в Тридесятое царство пожаловали? Дело пытаете, али от дела мытаете? (Дети рассказывают, что они пришли спасать сказки от злой волшебницы). Ага, значит сказки любите? А зачем они вам-то, какой в них толк? (Сказки добрые, учат бороться со злом). А вот и неправда, злые сказки. Помните сказку «Морозко», там мачехину дочку Мороз насмерть заморозил!»
- Дети, вы помните эту сказку? Возьмите разноцветные кружочки, расскажите, что вы думаете, справедливый ли конец у сказки. (Дети берут кружочки, объясняют, почему они взяли тот или другой цвет:
- Белый — справедливо;
- Чёрный — несправедливо;
- Синий — жалко;
- Жёлтый — хочу помочь;
Придумывают, как бы они закончили эту сказку, чтобы проучить мачехину дочку, но не так жестоко).
Баба-Яга: «Вы сказали, что сказки вас учат мудрости, тогда скажите какие сказки подходят к пословицам и почему вы так думаете:
- «Как аукнется, так и откликнется». ( «Гуси-лебеди», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»).
- «В согласии жить — никто не одолеет». ( «Зимовье зверей», «Бременские музыканты»),
- «Не копай другому яму — сам в неё попадёшь ( «Двенадцать
месяцев», «Лисичка со скалочкой»).
- Ох и распотешили вы меня, а что вы ещё знаете? (Дети дразнят Бабу-Ягу):
«Баба-Яга, костяная нога, С печки упала, ногу сломала, Пошла в огород, испугала народ, Побежала в баньку, испугала зайку».
Ну, что же покажу я вам дорогу, идите прямо и никуда не сворачивайте».
(Дети идут дальше и видят паука в паутине).
- Ох, в какое место мы с вами забрели, темно как. Смотрите, паук у нас на пути. Что же делать? Не пропустит он нас. (Предложения детей). Боюсь, что волшебные предметы нам тут не помогут, так как паук сам — волшебник.
А помните в сказке «Баба-Яга» девочка спаслась благодаря своему доброму сердцу; берёзке ленточку подарила, коту мясо пожаловала. Давайте и мы паучку что-нибудь приятное сделаем:
Возьми паучок всё что на «ок». (Дети «дарят» паучку различные предметы:
«Дарю тебе паучок красный сапожок, вкусный пирожок, сладкий творожок, красивый платок, полосатый носок, крепкий замок»).
- Ой, посмотрите, паучок очень обрадовался, для нас из своей паутины сказочных героев освободил. (Воспитатель достаёт бумажные фигурки-оригами). Бедные, так давно в плену у паука, что даже забыли из какой они сказки. А давайте придумаем новую сказку, в которой они будут жить.
(Дети рассаживаются вокруг стола, рассказывают сказку, продолжая друг друга).
-Ну, ребята, герои поселились в новой сказке, а нам пора в путь.
Вы чувствуете, как стало холодно и сыро, наверно Снежная Королева где-то рядом. (Перед детьми расположены тени сказочных героев на сером фоне). 0й, смотрите, где смех, веселье, яркие краски? Коварная волшебница сделала сказочных героев серыми, заставила замолчать. Что же делать? (Отогреть их, пожалеть, сказать ласковые слова). Ничего не помогает. Давайте их оживим:
покажем речь, жесты, повадки.. (Воспитатель загадывает загадки о сказочных героях, дети выбирают карточку-схему, «оживляют» персонажей, на их контуры прикрепляет яркие рисунки). Молодцы дети, смогли оживить сказочных героев.
(Вдруг к детям выкатывается клубок). А тут, откуда ни возьмись, клубочек выкатился. Нам сама сказка помогает — путь указывает, пойдёмте за волшебным клубочком. Куда он покатится — там и Королева Снежная.
(Дети видят замок Снежной Королевы, выполненный из бумаги).
-Смотрите — это её замок. Что больше всего боится Снежная Королева? (Тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец).
- Давайте раскрасим её замок яркими, тёплыми красками и она больше не захочет зло творить. (Дети рисуют. Воспитатель достаёт из замка книгу).
А вот и Кузина волшебная книга сказок.
- Возьми Кузенька.
Сказки, сказки, ярмарка чудес, Мир волшебный, разноцветный лес. Крылья сказок тихо-тихо шелестят. Значит в гости к нам они спешат.
(Звучит красивая спокойная музыка).
Ребята, Кузя дарит вам за ваши добрые отзывчивые сердца на память талисманчики в виде сказочного домика. У домика есть окошечко. Нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя, и он будет жить в вашем домике и помогать вам.
Анализ занятия:
- Все нарисовали? Молодцы, у каждого из вас есть теперь талисман с любимым сказочным героем. Вы, наверное хотите быть чем-то похожими на него. Верно? (да) А чем? (ответы детей)
- Каким получилось наше сказочное путешествие? (интересным, необычным, весёлым, таинственным, увлекательным)
- А каких сказочных героев вы встретили сегодня?
- Что помогло вернуть нашему Кузе волшебную книгу сказок? (наша помощь, доброта, отзывчивость, взаимовыручка и наши знания)
- Я думаю сказки помогут нам стать добрыми и отзывчивыми, всегда помогать людям. Вы со мной согласны? (да, согласны)
В мире много сказок, грустных и смешных И прожить на свете нам нельзя без них Лампа Алладина, в сказку нас веди Башмачок хрустальный, помоги в пути
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух Каждый нам в дороге настоящий друг.
Список литературы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой Москва, «Мозаика-Синтез» 2010г.
- Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Москва, «Фолио» 2000г.
|