Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна МАДОУЦРР д/с №158 города Тюмени
Воображение для человека — это путь в другой мир. Мир — красочный, интересный и удивительный. Человек с помощью силы своего воображения способен видеть всё богатство и многообразие окружающей действительности, фантазия как призма показывает то, что не способен увидеть рассудок.
Мир человека лишённого воображения — крайне узок и тесен. Такой человек не может проявить в полной мере свои возможности, способности, таланты. Также большое значение имеет воображение для гармоничного развития и защиты психики от слишком травмирующих ситуаций. Иногда, когда человек сталкивается со слишком большим для него напряжением, когда длительное время не удовлетворяются глубинные потребности в любви, социальном признании, материальные нужды, воображение помогает компенсировать это, притупляя тем самым негативные последствия длительного стресса. Так дети, лишённые родительской любви в детских домах, представляют себя в окружении любящих родителей, человек нереализовавший себя в работе — успешным и уважаемым.
Для детей воображение имеет особое значение. Так как запас жизненного опыта и знаний у ребёнка пока ещё не велик, то с помощью воображения ребёнок, предвосхищая возможный результат, ищет пути решения задачи, обеспечивая тем самым более продуктивную работу всей своей мыслительной деятельности.
Помимо успеха в интеллектуальной, учебной деятельности, развитое воображение помогает ребёнку достичь успеха и в социальном плане. Ребёнок с богатой фантазией всегда может увлечь сверстников интересным разговором, поделиться захватывающей историей, предложить увлекательную игру.
Возраст с 5 лет у детей считается сензетивным, то есть благоприятным для развития воображения, и здесь родителям важно не пропустить и направить в нужное русло зарождение творческого начала в ребёнке. Так как же развивать фантазию?
- Прежде всего, поддерживать у ребёнка сам интерес к фантазированию, сочинению небылиц и сказок, необычному объяснению окружающих явлений.
- Искренне восхищаться идеями ребёнка. Подкреплять его желание фантазировать словами "особенной" похвалы: "Это так необычно!", "Здорово, что ты так придумал!" и т.д.
- Суждения, высказывания ребёнка стараться воспринимать без жёсткой критики, давать ребёнку возможность мыслить самостоятельно, тактично направляя ход его рассуждений. На вопросы ребёнка стараться не давать сразу полных ответов, а помочь ему самому дойти до сути проблемы.
- В общении стараться создавать климат взаимного доверия и открытости, только в такой атмосфере развивается творческое мышление.
- В каждой обычной ситуации, явлении стараться помочь увидеть что-то необычное. Например, предложить придумать как можно больше вариантов необычного применения обычных вещей. Или сочинить свой конец сказки, рассказа, мультфильма.
- Предоставьте ребёнку комфортное место исключительно для его творческой деятельности, а также дополнительное пространство для демонстрации продуктов его достижений.
- Помогайте ребёнку строить собственные планы, принимать самостоятельные решения. Если необходимо, тактично предложите помощь.
И наконец, помните, что основы всех великих достижений и будущего успеха закладываются в детстве. Не сравнивайте своего ребёнка с другими, помогите ему увидеть свою собственную неповторимость, свои сильные и слабые стороны, способности, таланты. Приучайте ребёнка к мысли, что невозможно всегда быть одинаково успешным во всём. Главное, найти сферу применения именно своих возможностей, это поможет оградить ребёнка от многих разочарований и неудач.
Игры и упражнения для развития воображения:
"Волшебная страна точек"
Попросите ребёнка в произвольном порядке нарисовать на листе бумаги множество точек. Затем, предложите ему превратиться в волшебника, который правит страной точек, и по мановению его волшебной палочки (карандаша) из беспорядочно расставленных точек могут появиться самые разнообразные предметы.
"Что будет если..."
Пофантазируйте с ребёнком, что будет если:
- животные научаться говорить
- люди научаться летать
- если у каждого появиться волшебная палочка и т.д.
"Волшебные кляксы"
На одной стороне альбомного листа поставьте кляксу краской любого цвета, затем согните лист пополам, проведите по листу ладонью, чтобы клякса отпечаталась и на обратной стороне, после этого посмотрите с ребёнком, что получилось и предложите назвать как можно больше вариантов, на что это может быть похоже.
|