В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игрушек и игр ребёнка с ними определяют очень многое. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игрушки должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Скачать конспект
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью — визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) — продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе?
На этот вопрос важно найти ответ всем родителям, для блага своих детей.
Цель: формировать знания родителей о значении игрушки, ее роли в игре ребенка и целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Задачи:
Обучающие:
- привлечь внимание родителей к проблеме влияния игрушки на формирование личности ребенка
- формировать представление родителей о том, что такое игрушка, виды и назначение игрушки
- повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи, значение совместных игр родитель — ребёнок.
Развивающие:
- развивать умения педагогически грамотно вести подбор игрушек для ребёнка
- развивать умения в организации совместной игровой деятельности родителей и детей
- развивать навыки общения родителей с детьми в процессе игры.
Воспитывающие:
- побуждать родителей к открытому диалогу о проблеме организации игровой среды в семье
- объяснить родителям, что приятная внешность игрушки не всегда означает функциональность и значимость для развития ребёнка.
Форма – проведение: семинар – практикум
Участники: Родители воспитанников среднего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты семинара-практикума:
- родители расширят и систематизируют знания о значении игрушки в жизни ребёнка
- осознают все особенности влияния игрушки на развитие определенных качеств личности ребенка и усвоения им того или иного социального опыта
- родители внимательней будут относиться к подбору игрушки для своего ребёнка, обращать внимание на производителя и материал, из которого изготовлена игрушка
- родители организуют совместные игры с детьми.
Предварительная работа:
- анкетирование родителей «Игры и игрушки для ваших детей»
- анализ анкетирования
- интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»
- индивидуальная беседа с детьми на тему: «Игровые интересы детей дошкольного возраста» /
- рисование на тему: «Моя любимая игрушка»
- статьи в родительский уголок «Как уберечь ребёнка от влияния компьютера», «Играйте вместе с детьми»
- изготовление приглашений на семинар -практикум
- создать презентацию «Значение игрушки в жизни ребёнка»
Оборудование: экран, проектор, столы, стулья, фломастеры, три ватмана, бэйджики с именами участников, три бэйджика с надписью «Хозяин стола», чашки, блюдца с угощением, билеты трёх цветов — жёлтого, зелёного, голубого цвета.
Оформление помещения:
Помещение разделено на три зоны:
- зона «Зал обсуждения» — на стене кавролин, с правой стороны стоит экран, напротив стулья в форме полукруга.
- зона «Родительское кафе» — стоят три стола со стульями по количеству участников, на столах скатерть – ватман, который разделён на три сектора в центре круг (на первом столе жёлтого цвета круг, на втором столе зелёного цвета круг, на третьем столе голубого цвета круг). Столы сервированы на чаепитие (чашки, блюдца со сладостями).
- зона «Выставочный зал» — выставка рисунков и игрушек «Моя любимая игрушка»
Ход семинара-практикума
Соц. педагог: При встрече участники получают билеты, на которых написана одна из эмоций (радость, восхищение, удивление, безразличие, испуг, злость, обида)
В начале диспута участникам предлагаем упражнение "Фраза по кругу". Участники встают в круг, они должны произнести фразу: «Мне купили игрушку» с эмоцией указанной в билете (участники выполняют задание)
Вывод: Вот так же совершенно с разными эмоциями, воспринимают дети новые игрушки. Имеет ли значение игрушка в жизни ребёнка? На этот вопрос мы постараемся найти ответ на нашем семинаре. Приглашаю вас в «Зал обсуждения» /Родители проходят в 1 зону и садятся напротив экрана/
Соц. педагог: Уважаемые родители! В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неотделима от игрушек.
Соц. педагог: Что такое игрушка? /ответы родителей/
Вывод: Игрушка — это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.
Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».
А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
Соц. педагог: Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, и способствует развитию…? Продолжите предложение /ответы родителей/
Вывод: Игрушка способствует физическому, умственному, эстетическому, нравственному развитию и трудолюбию
Соц. педагог: Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы, а вот все ли игрушки приносят пользу? На этот вопрос мы постараемся найти ответ. И не что так не располагает к беседе как вкусный, ароматный чай.
Соц. педагог: Уважаемые родители, приглашаю вас в кафе, в соответствии с цветом ваших билетов займите место за столиком /родители садятся за столы, наливают чай/
Соц. педагог: Уважаемые, родители, приятного чаепития. За столом выберите «хозяина стола» (ему прикрепляют бейджик «хозяин стола»). Каждой группе будет предложена тема для обсуждения. Приглашаю подойти «хозяев стола» и выбрать карточку /»хозяева стола» выбирают карточку, на которой написаны темы для обсуждения/
Задание: Обратите внимание, на столах лежит бумажная скатерть, которая разделена на три сектора в центре — нарисован круг. Карточку с вопросом положите в центр круга.
За каждым столом гости вместе с «хозяином стола» в течение 7 минут обсуждают тему, и свои высказывания записывают в один из секторов. По истечении 7 минут гости прощаются с «хозяином стола», берут свои чашки с чаем и по часовой стрелке переходят ко второму столу, и начинаю обсуждение по другому вопросу, свои высказывания записывают уже во второй сектор, далее к третьему и возвращаются к своему столу. Так на каждой скатерти, каждая группа участников, в своём секторе запишет свои высказывания на предложенный вопрос. Не стесняемся, дружно пьём чай, угощаемся и совместно ищем ответы на волнующие нас вопросы.
Родители начинают обсуждение за столами темы:
«Какие виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?»
«На что необходимо опираться в подборе игрушки для ребёнка?»
«Участие взрослых в играх детей»
Социальный педагог подходит к каждому группе участников и наводящими вопросами помогает найти ответ.
Соц. педагог: Время для обсуждения истекло. Предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас в круг игра «Я положил в мешок…»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие памяти, обогащение словаря ребенка.
Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы (кубик, муляж яблока, машинка, мячик, пупс, пазлы, лото). Каждый берет предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…» и называет предмет, который у него в руках, передаёт мешочек следующему участнику. Следующий игрок говорит: «В мешке лежит (называет предмет, который положил предыдущий участник), а я кладу… (называет свой предмет)» с каждым участником игры цепочка слов удлиняется.
Вывод: Как вы видите можно объединить разные игрушки и играть с ними очень весело и не забывайте, что каждая предложенная игра ребёнка чему – то учит, что – то воспитывает.
Соц. педагог: Обсуждение за столами закончилось, прошу «хозяев столов» взять скатерти. Приглашаю всех участников перейти из «Кафе» в «Зал обсуждения»
Соц. педагог: предлагаю поочереди «хозяевам столов» представить презентацию своих тем обсуждения
/ «Хозяева стола» поочереди представляют презентации /
Первая тема для обсуждения: «Какие виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?» Выступление «Хозяина стола»
Вывод: Самостоятельная игра ребенка — дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Правильный подбор игрушек — серьезное дело. Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?
Вторая тема для обсуждения «На что необходимо опираться в подборе игрушки для ребёнка?» Выступление «Хозяина стола»
При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования
Вывод: Чтобы игрушки не только доставляли удовольствие, а и помогали развиваться, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы- заместители, воображаемые предметы.
Третья тема для обсуждения «Участие взрослых в играх детей» Выступление «Хозяина стола»
Многие из вас сталкивались с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?
Вывод: Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.
Соц. педагог: Уважаемые родители, я благодарю вас за активное обсуждение очень важной темы «Значение игрушки в жизни ребёнка»
Заключение:
Игрушка — способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие — способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки — дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек. А совместные игры родителей и детей не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника. Сплотить и объединить их в совместной игровой деятельности. А на память о нашей встрече я дарю вам памятку для родителей «Игрушка в жизни моего ребёнка»
Соц. педагог: Рефлексия «Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.
В конце нашей встречи приглашаем вас на выставку рисунков и игрушек «Моя любимая игрушка», при входе на выставку получите жетон и инструкцию к нему.
Обратите внимание, в центре стола стоит игрушка с игрушечными вёдрышками. Вам необходимо в соответствии с инструкцией положить свой жетон в одно из вёдрышек.
Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч!
Соц. педагог: По истечении двух недель было проведено анкетирование «Игрушка в жизни ребёнка», родителе — участников семинара.
Результаты анкетирования
Вывод: Работу необходимо продолжать и вести пропаганду «полезных игрушек», проводить индивидуальную и групповую работу с родителями, для формирования осознанного понимания значения игрушек и совместных игр родителей с детьми, способствующих развитии личности ребёнка.
Запланировано провести цикл мероприятий для родителей и детей «Игры для взрослых и детей»
Список использованной литературы:
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт. сост. О.В. Москалюк, Л. В. Погонцева. — Волгоград: Учитель, 2010
- Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. / авт. сост. Н.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2010
- Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план программа, занятия / авт. сост. М.Т. Тимофеева – Волгоград: Учитель, 2009
- Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008
- Шелопухо О.А., Какой у вас ребёнок? Популярная психология для родителей СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА – ПРСС Гронд, 2003
Упражнение «Фраза по кругу»
Участники встают в круг, они должны произнести фразу: «Мне купили игрушку» с интонацией указанной в билете (участники выполняю задание)
Работа за столами
Зал обсуждения
Родители — «хозяева столов» представляют презентацию по решению предложенного им вопроса
|