Зверева Анна Валерьевна. Влияние современной игрушки на личность ребенка

Влияние современной игрушки на личность ребенка

В настоящее время во многих научных материалах широко проблема о негативном влиянии игрушки на психическое состояние ребенка. Тема эта одна из наиболее актуальных, так как игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Какая она? Как влияет игрушка на формирование чада?

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Крупнейшие теоретики и практики современной психологии – от Л.С. Выготского и Б.Д. Эльконина до Д. Винникота, М.В. Осориной, Е.О. Смирновой – определяют игру и игрушку как основной предмет трансляции базовых культурных установок, образов, составляющих основу картины мира. Для ребенка игрушка, по мысли В.В. Абраменково, — это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра и игрушка не безотносительны к культуре а, имманентны ей.

 

Переоценить роль игрушек в развитии детской психики довольно трудно. Не подлежит сомнению связь игры (а значит и, игрушки) с творчеством, с ритуалом, с трансцендентным опытом человека. Так как практически каждая игрушка несет в себе определенную символику, то, очевидно, она вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Е.О. Смирнова, В.В. Абраменкова и ряд других исследователей полагают наличие непосредственной связи между особенностями игры детей и спецификой их взрослой жизни, потому что – это не только развлечение, игра – это прообраз отношений человека с миром. Основное значение игр и игрушек в том и состоит, что они определяют базовую идентификацию подрастающего поколения. По мнению В.С. Мухиной, «любимая игрушка учит ребенка к доброте способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми. У каждого нормального развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по –своему привязывается к своей игрушке, переживая, благодаря ей, множество разнообразных чувств».

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, ил, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Однако представления об игрушке как феномене культуры могут строиться на различной основе.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некто –скелетоны, маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.») Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы игрушек не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме, агрессии, как норме поведения, коварна в этом отношении и кукла Барби. Играя с пупсам девочка училась роли матери, заботиться и любить. Пеленать «взрослую тетю», качать, петь ей песенки не удается. Ребенок не только не развивает в себе инстинкты материнства, но он никто в этой игре. Есть Барби, Кен, их дом и прочая кукольная утварь, но ребенок играет роль пустого места. Невозможность соответствовать параметрам Барби, влечет за собой множество комплексов и разочарований.

Проведенные психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4 % назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

В противовес рассмотрим народные игрушки дымковские или богородские резные игрушки. Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человекам своему бытию.

Народная игрушка не просто радует, забавляет и эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, эстетику, прививает ребенку художественный вкус. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность.

Е.А. Флерина отмечала, что никакой другой вид творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому восприятию и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Не перегружает психические процессы утомительной яркостью навязчивостью, потоком информации.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30-40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома- фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Не говоря об экране телевизора, о мониторе компьютера- с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений, мы все и наши дети живем в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и …недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, упаковка и пр. А игрушки покупаются чемоданами и через месяц выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется, восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируется, и представления о добре и зле.

Подводя итог, хочется отметить, что глобальные изменения, происходящие в цивилизованном обществе, влияют не только на совершенствование технологического оснащения игрушки, но и на степень идентификации с ней, но само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой. В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологической, культурный смысл они несут детской психике.

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». — М.: Данилов Благовестник, 1999.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. -1966, №6.
  3. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. -1988, № 2.
  4. Нестерова С.Б. Влияние гендерной игрушки на эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Дипломная работа. — Новосибирск НГПУ ФП-2004.
  5. Юнг К.Г. Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1998.
Просмотров: 648
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Синявина Людмила Михайловна. Игрушка в жизни ребенка
  • Дурнева С.В., Змейко З.Д.. Проект «Игрушка в жизни ребенка»
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Улыбышева Ольга Дмитриевна. Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Климова Ольга Александровна. Проект «Игры и игрушки наши лучшие друзья»
  • Любовь Уйко. НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ
  • Редактор. Игры и игрушки младшего школьника
  • Шишова Людмила Николаевна. Роль игрушки в жизни современных дошкольников
  • Иванова Юлия Владимировна. Роль игрушки в игровой деятельности детей.
  • Задорожная Вера Михайловна. Комплексно-тематическое планирование. Тема: Неделя игры и игрушки»
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Дидактические игры по развитию речи «Миниатюрные игрушки»
  • Агатаева Ольга. Планирование недели «Игры и игрушки» во второй младшей группе
  • Формина Татьяна Викторовна. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Ефарова Татьяна Валерьевна. РОЛЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
  • Червякова Надежда Николаевна. КОНСПЕКТ «ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ» Для детей средней группы
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Рожкова Екатерина. КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Андронычева Наталья Александровна. Какие игрушки необходимы детям
  • Алтынай Мусабиевна Баисова. Какие игрушки необходимы детям?!
  • Богатенкова Наталья Леонидовна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь