«Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
Игра — важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение
Игрушка – это один из древнейших предметов, который был изобретен человечеством. Игрушка является одним из ключевых элементов детской игры, без которой игровой процесс не возможен. Она выполняет роль некого наглядного пособия в процессе игрового освоения мира ребенком. Игрушка и игра способствуют интеллектуальному, сенсорному, коммуникативному, патриотическому, нравственному воспитанию ребенка; всестороннему развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста.
История возникновения игр и игрушек началась еще с Древнего Египта до н.э. В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. На Руси с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Игрушка развивалась параллельно развитию цивилизации и техническим прогрессом, который во многом обусловил ее развитие.
Воспитательная функция игрушки:
- Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и является одним из древнейших видов деятельности, зачатки которой обнаружены также и у животных.
- Игра выполняет функцию тренировки и обучения ребенка.
- Игрушка в игровом процессе выполняет роль неких символов, манипулятивную, организующую функции.
- Игрушка оказывает исключительное влияние на развитие ребенка, на формирование сенсорной, интеллектуальной, коммуникативной, нравственной сфер.
Изготовление куклы пеленашки и игра детей с ней
- Кто такая пеленашка? (мальчик или девочка)?
- Как ее зовут?
- Какая кукла может быть твоей дочкой или сыночком, что с ней можно сделать?
- Как можно с ней играть?
- Какую куклу ты хотел бы взять домой?
- Какая кукла тебе нравиться больше?
Традиционная кукла-пеленашка, изготовленная руками детей, вызывает у них больший игровой интерес, нежели готовая современная игрушка. Если с покупной куклой дети в основном производят сюжетные манипуляции, то с куклой-пеленашкой игра носит характер детско-родительских отношений, то есть у детей развиваются родительские чувства и навыки. Дети с интересом слушают рассказ воспитателя о традиционной игрушке и с интересом ее изготавливают, проявляя фантазию. Куклы каждого ребенка индивидуальны и различаются между собой.
Кукла-пеленашка интересует как девочек, так и мальчиков.
|