Улыбышева Ольга Дмитриевна. Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка

Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка

Игрушка — великое изобретение человечества. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение. Великий педагог и великий святой Иоанн Златоуст ещё в IV веке учил, что перед вопросом воспитания детей все прочие вопросы отступают на второй план. Но возможно ли воспитание без игры? Какой должна быть игрушка?

Из истории игрушки. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достяжения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера-природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других- дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Игрушка кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали значение детской игрушки- забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир. Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.

 

Духовно-нравственное развитие -процесс целенаправленного внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребёнка с целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и этических норм как регуляторов поведения.

Игрушка является психосоцкультурным инструментом развития ребёнка. Она транслирует культурные и духовно значимые образы, идеи, сюжеты, столь необходимые для здорового развития любой нации. Это значит, игрушка должна оцениваться в определённой системе духовно-нравственных координат.

На сегодняшний день, можно определённо сказать, что для индентификации ребёнка (его употребления кому-то, постановки себя на место другого) как механизма формирования личности гражданина почти отстутствуют положительные образы и персонажи и изобилуют отрицательные. А ребёнок обязательно идентифицируется со взрослым и сверстником, со сказочным персонажем, с игрушкой. С паровозом- в скорости, с мишкой- доброте и незлобии, с солдатиком- в смелости, стойкости, верности долгу!

Что опасного может быть в игрушках с духовно-нравственной точки зрения? Механизм известен: любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить самого себя в реальности. Если ребёнок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это действие и эти эмоции обязательно воспроизведутся когда-нибудь в той или иной ситуации. И грушка особым образом программирует поведение ребёнка.

Периодизацию (психического) развития человека практически все (и отечественные и зарубежные учёные) ведут с момента рождения ребёнка. Известно. что к третьему месяцу пренатального (внутриутробного) развития ребёнка уже сформированы все системы его жизнидеятельности, эмоциональная сфера, память, спрсобность к восприятию и обучению. Внутриутробный период- не просто закладка органов и систем жизнеобеспечения ребёнка, это очень ответственный этап в жизни человека, его соматического, психического и духовного здоровья, определяющих его поведение и социальную активность. Поэтому мать, отец и близкие будущего малыша способны выказывать эмоциональное отношение и любовь, способствующие физическому, интелектуальному и духовному развитию ребёнка. В соответствии с психологическими исследованиями, дошкольный возраст является сензитивным, самым чувствительным периодом для формирования не только когнитивных (познавательных), но и нравственных эталонов и норм, которые входят в систему ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения.

Эмоционально окрашенные, символически насыщенные образы, внедряемые через игрушки в детское сознание и подсознание, навсегда остаюся в душе человека. Культурно значимые образцы, воплощённые в игрушках-это высоко идеологизированная сфера. Она определяет и "взращивает" определённые личностные свойства посредством образования детей в различных сферах жизни. Каких? Во- первых, в сфере места и назначения человека данного возраста и пола в обществе; во-вторых, в сфере задач жизненного пути человека и его деятельности; кроме того. в сфере отношения с миром предков и потомков, прошлым и будущем; отношения с миром духовным, божественным, в сфере системе идеалов как образцов. Игровое пространство может быть наполнено традиционными играми, отобранными сотнями детских поколений и вошедшими в золотой фонд народных игр, записанных взрослыми исследователями. Они должны быть осторожно адаптированы к современным детям и переданы им, так чтобы мальчикам и девочкам захотелось в них играть. Следовательно, необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интелектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребёнку- дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в деском сообществе. Изготовление игрушек собственными руками и при участии взрослых- тоже очень перспективное направление. Игрушки- изделия художественных промыслов, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребёнка, формирование его национального достоинства. Действительно, игрушка не только развлечение, но она готова помочь и в учении, и в лечении ребёнка. Поэтому необходимо играть вместе с детьми. А также потрудимся, поучим и поучимся у наших детей терпению и прощению обид, любознательности, простоте, искренности. Именно рядом с детьми, в детской субкультуре открываются для нас начальные пути отношения к другому человеку. И без этих отношений не может быть счастлив и духовно здоров любой человек и, прежде всего ребёнок. А такие отношения рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совместной деятельности маленького человека с другими — взрослыми и сверстниками.

С помощью игры становится эффективнее обучения ребёнка и приятнее его воспитание!

Просмотров: 593
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Игрушки в жизни ребёнка
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Олеся Лохницкая. «Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе «Здоровье ребёнка - основа его будущего»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Коковина Светлана Павловна. «Предметно — развивающая среда, как фактор формирования личности ребёнка»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Селезнёва Вера. «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка»
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Редактор. Как организовать день рождения ребёнка
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь