Занятия по ручному труду в старшем дошкольном возрасте, приобретает особую важность, так как в данный период начинаются решаться задачи подготовки детей к школьному обучению. Ручной труд позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности мелкой моторики, в частности подготовку руки к овладению навыками письма. Индивидуальные особенности ребенка в процессе ручного труда в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков в реализации творческой деятельности, интерес к выполняемой деятельности, а также в игре, на занятиях.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе ручного труда педагогу необходимо знать практические умения и навыки каждого ребенка, чтобы подобрать наиболее оптимальную форму выполнения ребенком поставленной задачи. В индивидуальном подходе при организации ручного труда нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как положительный пример для других, создается ситуация успешности.
Дополнительная образовательная программа по шитью мягкой игрушки «Забавная игрушка» разработана с учетом современных педагогических технологий:
- технологии развивающего обучения, заключающиеся в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности воспитанников и их реализацию;
- здоровье сберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников (правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учет зоны работоспособности старших дошкольников);
- групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
- игровые технологии, дающие возможность повысить интерес воспитанников к занятиям, позволяющие усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, помогающие детям в процессе игры научиться принимать решения).
Каждое занятие проводится по определенному алгоритму:
- Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
- Упражнения на зрительно-моторную координацию. Развитие тактильных ощущений.
- Освоения техники изготовления поделки.
- Физическая минутка.
- Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе.
- Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ творческих работ.
На занятиях используются следующие методы и приемы обучения:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций, показ ручных швов, показ приемов сшивание деталей, пришивание фурнитуры.
Игровой: обыгрывание сюжета, создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей.
Проблемный: познавательно-исследовательская деятельность, проблемный диалог, проблемная беседа, эвристическая беседа, анализ образца.
Словесные: словесный беседа, рассказ, объяснения, пояснения.
Практические: повторение, выполнение по образцу, применение ручных швов, пришивание фурнитуры, игровые упражнения, экспонирование (фото и видео выставки работ), пальчиковая гимнастика.
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).
На протяжении всего цикла занятий присутствуют герои «Ниткин и Иголкин», это вымышленные персонажи, которые знакомят детей с миром шитья мягких игрушек. С героями, дети путешествуют в «Мир пуговиц», «Магазин тканей», «Магазин швейных принадлежностей», узнают о истории возникновения мягкой игрушки, проводят исследовательскую деятельность (по выявлению свойств тканей, пуговиц и т.д.). На занятиях «Забавная игрушка», используются мнемотаблицы (для составления сказок и рассказов, связанных с шитьём) для развития речи, для закрепления новых слов.
Последовательность обучения детей шитью, происходит от простого к сложному. Сначала дети учатся вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, затем знакомятся с простым швом вперёд иголка, назад иголка, выполняя стежки на ткани, вырезанной в виде какого-то животного или другого знакомого детям персонажа, пришивание пуговиц, разной конфигурации. Затем осваивают шов петельный и через край.
Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Занимаясь разными видами ручного труда, дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду, Формируются навыки учебной деятельности: умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.
Гумберг Анастасия Сергеевна
Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск
Список литературы
- Довгаль-Симович, М. А. Текстильные игрушки / М. А. Довгаль-Симович. – Москва: Хоббитека, 2019. – 192 с.
- Зайцева, И. Г. Мягкая игрушка / И. Г. Зайцева. – Москва: МСП, 2010. – 105 с.
- Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / под редакцией О. В. Дыбиной. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 90 с.
- Майборода, Н. А. Ручной труд в детском саду / Н. А. Майборода. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 — С. 785 – 787. — URL: moluch. ru (дата обращения: 10. 05. 2020).
- Неверович, Я. З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Психология личности. – 1986. – № 7. – С. 47 – 50.
- Путятина, Е. Б. Шьем мягкие игрушки / Е. Б. Путятина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 140 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». – Москва, 2014.
|