Пономарёв Евгений Николаевич. 'Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения 'Основам столярного дела'

Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения Основам столярного дела"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения "Основам столярного дела"

В предложенной теме существует несколько краеугольных понятий, многими понимаемые скорее интуитивно, на основе жизненного опыта, что даёт мне повод расшифровать их по определениям, принятым в научном мире.

Что же это за понятия? Коррекция; пространство; ориентирование.

Коррекция — алгоритм действий направленных на исправление, доводку, «шлифовку» каких либо явлений, процессов, направлений деятельности человека.

Пространство — это всеобъемлющее понятие окружающего мира с наскока, быстро, не поддаётся определению и для того чтобы понять, что же это такое, необходимо обратиться к истории его развития.

Ещё во втором веке до нашей эры жил греческий философ и математик Декарт. На тот момент, многие понятия, принятые в нашем современном мире ещё не существовали или существовали в зачаточном виде, а философами назывались люди, отстранённые от житейских забот и полностью погруженные в собственные ощущения на основе которых пытались, и не безуспешно, строить собственные логические цепочки. Декарт же первым шагнул дальше и применил имеющиеся знания геометров, решающих задачи в плоскости, в так называемой сетке координат X и Y, но добавил третью ось — Z. Действительно, кроме длины и ширины существует и третья величина — высота, и это для нас, взрослых, естественно, но только не для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Впервые ребёнок начинает полноценно знакомиться с окружающим миром только после того, как встанет на ноги, переходя из плоскости ползания в трёхмерный мир, наблюдаемый с высоты своего роста. К этому моменту у ребёнка практически сформирован такой важный сегмент мозга, как мозжечок или гипофиз, отвечающий как за поддержание равновесия, так и за позиционирование себя в окружающем мире. Активное развитие обоих полушарий мозга у здорового ребёнка происходит до трёх лет, что нельзя сказать о детях с задержкой умственного развития.

Одной из задач, решаемых на уроках труда как раз и является набор действий по корректировке и развитию таких понятий как горизонталь, горизонтальная плоскость; вертикаль и, соответственно, вертикальная плоскость; перпендикуляр и угол, отличный от прямого.

Для более эффективного, а главное, позволяющего применять чуть ли не на каждом уроке, процесса коррекции, можно воспользоваться методом мануальной имитации основных движений, применяемых в дальнейшем на практике с колюще — режущими инструментами.

Для имитации действий шилом и развития ощущения вертикали, ребёнок указательным пальцем «рабочей» руки, и это важно, упирается в столешницу, с одновременным вращением кистью, зрительно контролируя наклон пальца к столешнице, что даёт начальные ощущения возможности сознательно производить до двух действий параллельно.

Возвратно-поступательные движения раскрытой ладонью имитируют работу с пилой — ножовкой. Кисть руки и её ладонь должны при этом находиться в строго определённой плоскости, а именно — составлять плоскость перпендикулярную к столешнице парты или к плоскости пола.

Для имитации движения рубанка можно применить метод сжатых кулачков. Работа с рубанком является самой сложной в освоении навыков и умений в курсе основ столярного дела и, поэтому, движения можно разбить на два этапа:

  • первый этап — скольжение кулачков по столешнице парты, что дает ощущение поддержки, твёрдого основания
  • второй этап проводится только после неоднократного повторения предыдущего — движение кулачками «на весу». Это упражнение является особенно сложным в исполнении для детей с ОВЗ, сложным, но выполнимым для более развитых к этому моменту учеников.

Вкручивание и выкручивание шурупов по программе определяется по общепринятым методикам в конце курса и объединяется в блок «Сборка готовых изделий из древесины». Однако, опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что данную технологическую операцию целесообразно проводить почаще на протяжении всего курса, т.к. она является самым эффективным способом заинтересованного отношения ребёнка к выполняемой работе и её результатам.

Прокалывание шилом оси вкручивания шурупа — операция. при которой необходимо сохранять вертикальность шила, независимо от давления и вращения оным. Сложно? Конечно! Но эта операция даёт ребёнку почувствовать свою силу, а в некоторых случаях, и ловкость в обращении с инструментом.

Процесс вкручивания требует от ребёнка постоянного контроля за наклоном отвёртки к шляпке шурупа — если угол отличается от прямого (вертикали), то отвёртка срывается из шлицов шляпки, что даёт эффект холостого прокручивания. Одновременно с этим, вкрученный до половины шуруп наглядно показывает результат предыдущей операции: правильно ли был произведён прокол древесины шилом. Наравне с коррекцией ощущения вертикали, при выполнении операции производится ещё и запоминание вращения по «часовой стрелке», что является немаловажным при дальнейшей работе с верстаком.

При пилении заготовок поперёк волокон ребят подстерегают две основных проблемы: наклон пилы от себя, не соблюдая вертикальность плоскости полотна (из-за желания лучше видеть процесс резания) и пиление под углом к разметке (из-за рефлекторного прижима ручки пилы к животу).

В процессе пиления ребёнку необходимо помнить, как об этих сложностях, так и о необходимости постоянно следить за вертикальностью плоскости полотна. При соблюдении всех вышесказанных условий, срез получается ровным, а самоконтроль рекомендуется производить как визуально, так и тактильно.

При строгании древесины важно правильно зажать заготовку в верстаке, равномерно выступающей над столешницей, для чего необходимо перезажать заготовку, визуально сверяя полученный результат с плоскостью столешницы.

Сам процесс строгания усложняется ещё и тем, что подвижная губка верстака прижимает заготовку под углом к неподвижной столешнице из-за его конструкционной особенности.

Сложность строгания заготовки на конус определяется тем, что, наравне со всем вышесказанным, появляется необходимость постоянного определения и контроля координат ножа при каждом движении рубанка.

Процесс коррекции пространственной ориентировки детей, как длительный (на всём протяжении курса обучения), так и комплексный:

  • на уроках физкультуры (бег; прыжки; игры в теннис, волейбол, футбол; бег на лыжах и т.д.)
  • обслуживающий труд (подметание полов, заправка постелей и т.д.)
  • питание (положение столовых приборов по отношению ко рту)
  • прогулки (вертикальное положение тела ребёнка)
  • сон (горизонтальное положение).

Необходимость развития и коррекции ориентации в окружающем пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья является повседневной и повсеместной — где бы не находился в данный момент ребёнок, с ним рядом должен быть чуткий и заботливый наставник.

Просмотров: 531
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Флаасс Д.С. Коновалова Е.Ф.. Опыт работы по развитию пространственной ориентировки у незрячих детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с привлечением тьютора
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Лариса Кудрявец. Картотека корригирующей гимнастики после сна для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Гаркушова Наталья. Воспитание усидчивости у дошкольников – один из важных компонентов дальнейшей успешности обучения ребёнка в школе
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Селезнёва Вера. «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка»
  • Искра Виктория Васильевна. Статья 'Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья'
  • Зубарева Наталья Владимировна. Опыт использования робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения дошкольников основам программирования.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь