"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения "Основам столярного дела"
В предложенной теме существует несколько краеугольных понятий, многими понимаемые скорее интуитивно, на основе жизненного опыта, что даёт мне повод расшифровать их по определениям, принятым в научном мире.
Что же это за понятия? Коррекция; пространство; ориентирование.
Коррекция — алгоритм действий направленных на исправление, доводку, «шлифовку» каких либо явлений, процессов, направлений деятельности человека.
Пространство — это всеобъемлющее понятие окружающего мира с наскока, быстро, не поддаётся определению и для того чтобы понять, что же это такое, необходимо обратиться к истории его развития.
Ещё во втором веке до нашей эры жил греческий философ и математик Декарт. На тот момент, многие понятия, принятые в нашем современном мире ещё не существовали или существовали в зачаточном виде, а философами назывались люди, отстранённые от житейских забот и полностью погруженные в собственные ощущения на основе которых пытались, и не безуспешно, строить собственные логические цепочки. Декарт же первым шагнул дальше и применил имеющиеся знания геометров, решающих задачи в плоскости, в так называемой сетке координат X и Y, но добавил третью ось — Z. Действительно, кроме длины и ширины существует и третья величина — высота, и это для нас, взрослых, естественно, но только не для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Впервые ребёнок начинает полноценно знакомиться с окружающим миром только после того, как встанет на ноги, переходя из плоскости ползания в трёхмерный мир, наблюдаемый с высоты своего роста. К этому моменту у ребёнка практически сформирован такой важный сегмент мозга, как мозжечок или гипофиз, отвечающий как за поддержание равновесия, так и за позиционирование себя в окружающем мире. Активное развитие обоих полушарий мозга у здорового ребёнка происходит до трёх лет, что нельзя сказать о детях с задержкой умственного развития.
Одной из задач, решаемых на уроках труда как раз и является набор действий по корректировке и развитию таких понятий как горизонталь, горизонтальная плоскость; вертикаль и, соответственно, вертикальная плоскость; перпендикуляр и угол, отличный от прямого.
Для более эффективного, а главное, позволяющего применять чуть ли не на каждом уроке, процесса коррекции, можно воспользоваться методом мануальной имитации основных движений, применяемых в дальнейшем на практике с колюще — режущими инструментами.
Для имитации действий шилом и развития ощущения вертикали, ребёнок указательным пальцем «рабочей» руки, и это важно, упирается в столешницу, с одновременным вращением кистью, зрительно контролируя наклон пальца к столешнице, что даёт начальные ощущения возможности сознательно производить до двух действий параллельно.
Возвратно-поступательные движения раскрытой ладонью имитируют работу с пилой — ножовкой. Кисть руки и её ладонь должны при этом находиться в строго определённой плоскости, а именно — составлять плоскость перпендикулярную к столешнице парты или к плоскости пола.
Для имитации движения рубанка можно применить метод сжатых кулачков. Работа с рубанком является самой сложной в освоении навыков и умений в курсе основ столярного дела и, поэтому, движения можно разбить на два этапа:
- первый этап — скольжение кулачков по столешнице парты, что дает ощущение поддержки, твёрдого основания
- второй этап проводится только после неоднократного повторения предыдущего — движение кулачками «на весу». Это упражнение является особенно сложным в исполнении для детей с ОВЗ, сложным, но выполнимым для более развитых к этому моменту учеников.
Вкручивание и выкручивание шурупов по программе определяется по общепринятым методикам в конце курса и объединяется в блок «Сборка готовых изделий из древесины». Однако, опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что данную технологическую операцию целесообразно проводить почаще на протяжении всего курса, т.к. она является самым эффективным способом заинтересованного отношения ребёнка к выполняемой работе и её результатам.
Прокалывание шилом оси вкручивания шурупа — операция. при которой необходимо сохранять вертикальность шила, независимо от давления и вращения оным. Сложно? Конечно! Но эта операция даёт ребёнку почувствовать свою силу, а в некоторых случаях, и ловкость в обращении с инструментом.
Процесс вкручивания требует от ребёнка постоянного контроля за наклоном отвёртки к шляпке шурупа — если угол отличается от прямого (вертикали), то отвёртка срывается из шлицов шляпки, что даёт эффект холостого прокручивания. Одновременно с этим, вкрученный до половины шуруп наглядно показывает результат предыдущей операции: правильно ли был произведён прокол древесины шилом. Наравне с коррекцией ощущения вертикали, при выполнении операции производится ещё и запоминание вращения по «часовой стрелке», что является немаловажным при дальнейшей работе с верстаком.
При пилении заготовок поперёк волокон ребят подстерегают две основных проблемы: наклон пилы от себя, не соблюдая вертикальность плоскости полотна (из-за желания лучше видеть процесс резания) и пиление под углом к разметке (из-за рефлекторного прижима ручки пилы к животу).
В процессе пиления ребёнку необходимо помнить, как об этих сложностях, так и о необходимости постоянно следить за вертикальностью плоскости полотна. При соблюдении всех вышесказанных условий, срез получается ровным, а самоконтроль рекомендуется производить как визуально, так и тактильно.
При строгании древесины важно правильно зажать заготовку в верстаке, равномерно выступающей над столешницей, для чего необходимо перезажать заготовку, визуально сверяя полученный результат с плоскостью столешницы.
Сам процесс строгания усложняется ещё и тем, что подвижная губка верстака прижимает заготовку под углом к неподвижной столешнице из-за его конструкционной особенности.
Сложность строгания заготовки на конус определяется тем, что, наравне со всем вышесказанным, появляется необходимость постоянного определения и контроля координат ножа при каждом движении рубанка.
Процесс коррекции пространственной ориентировки детей, как длительный (на всём протяжении курса обучения), так и комплексный:
- на уроках физкультуры (бег; прыжки; игры в теннис, волейбол, футбол; бег на лыжах и т.д.)
- обслуживающий труд (подметание полов, заправка постелей и т.д.)
- питание (положение столовых приборов по отношению ко рту)
- прогулки (вертикальное положение тела ребёнка)
- сон (горизонтальное положение).
Необходимость развития и коррекции ориентации в окружающем пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья является повседневной и повсеместной — где бы не находился в данный момент ребёнок, с ним рядом должен быть чуткий и заботливый наставник.
|