Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29, комбинированного вида»
Подготовила: Плотникова Людмила Михайловна, воспитатель 1 категории. 2018 год
АКТУАЛЬНОСТЬ
Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.
Пространственное ориентирование – это вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинетического анализаторов.
Развивающая предметно – пространственная среда
Скачать презентацию
должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
(пункт 3.3. 4 ФГОС ДО)
Организация развивающей среды
В группе в свободном доступе детей должны находиться:
- наборы разрезных картинок;
- матрешки, пирамиды, вкладыши;
- музыкальные игрушки;
- разного вида мозаика;
- листы бумаги, карандаши, восковые мелки;
- штампы;
- палочки – считалочки;
- настольные плоскостные игры;
- коллекции из природного материала;
- пазлы.
Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.
Младший дошкольный возраст
Дети от 3 до 4 лет
ЗАДАЧИ
- Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела
- Различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева
- Различать правую и левую руки
Игры и игровые упражнения
Умение ориентироваться в расположении частей собственного тела:
«Сделай, как я», «Поможем Маше – растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?»
Умение ориентироваться в пространстве относительно себя, использовать слова впереди – сзади, слева – справа:
«Достань игрушку», «Поможем накрыть стол», «Где что находиться?», «Расставим игрушки»
Умение понимать и использовать предлоги:
в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»
Средний дошкольный возраст
Дети от 4 до 5 лет
Задачи
- Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз
- Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади)
- Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко
Старший дошкольный возраст
Дети от 5 до 6 лет
Задачи
- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений;
- Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу и в соответствии со знаками; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
- Обозначать в речи взаимное расположение предметов;
- Учить ориентироваться на листе бумаги.
Игры и игровые упражнения
Умение двигаться в заданном направлении:
«Правильно пойдешь — секрет найдешь»
По заданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 вперед). Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку.
«Не ошибись»
Воспитатель предлагает выполнять следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево) и т.д.
Игры и игровые упражнения
Умение ориентироваться на листе бумаги
«Найди пару», Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».
«Кто где стоит»
Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие встают впереди, сзади, слева, справа от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему.
«Где спрятались игрушки?»
(можно использовать кукольную мебель)
Выяснить у детей местоположение каждой игрушки.
Подготовительная к школе группа
Задачи
- Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, тетрадь, доска)
- Располагать предметы в указанном направлении, отражать их пространственное расположение
- Познакомить с картой, схемой, планом, маршрутом.
- Развивать способность к моделированию пространственных отношений в виде рисунка, плана, схемы.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов их движение в пространстве.
Игры и игровые упражнения
Умение ориентироваться на ограниченной плоскости:
«Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор»
«Нарисуй отгадку»,, «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже»
Игры и игровые упражнения
Развитие способности к пространственному моделированию:
«Чье место?», «Секреты», «Водители», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Угадай, что спрятано», «Составь карту»
Используем листы бумаги с изображением плана территории (детского сада, участка, дороги к дому), направление движения обозначаем прямой линией со стрелкой, геометрические фигуры используем для обозначения объектов
Песочный стол
Цель: учить изображать геометрические фигуры на песке, ориентироваться на плоскости, развивать воображение детей
Рекомендуемая литература
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 3 – изд., 2016г.
- И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (по возрастам)
- Интернет – ресурсы.
|