Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья

Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровьяАвторы: Желнова Л.К.  - воспитатель
Мащук Т.Н. - воспитатель
МБУ детский сад №93 « Мишутка» комбинированного вида
г.о. Тольятти

Российские психологи (Л.С. Выгодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А. А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходит значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребёнком можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам и взрослым.
Мозартика – это одновременно новый вид игры и новый вид творчества, обладающий значительным развивающим и реабилитационным потенциалом.
Технология «Мозартика» может быть полезна:  педагогам -  в развитии личности; психологам -  в реабилитационной и коррекционной работе с детьми с ОВЗ, коррекции семейных отношений;  родителям -  в повышении внутренней ресурсности семьи. Мозартикотерапия – современная оригинальная технология, возникшая как симбиоз трёх глобальных психологических направлений: игротерапии, арт-терапии и психоанализа.
Её действительно можно считать своеобразным ответвлением каждого из них, и это легко доказать. Её целительная сила, способствующая личностному развитию и оказывающая коррекционное воздействие, это, конечно же, волшебная сила искусства – значит, мы имеем дело с арт - терапией. Мозартика является игрой, а точнее, целым семейством игр, - значит, мы имеем дело с игротерапией.  И поскольку Мозартика является ещё и проективной методикой, с психоанализом она, безусловно, в родстве. К концу ХХ века то или иное направление игротерапии всё - таки было или директивным, или недирективным. Любое комбинирование или чередование этих видов всё равно не меняло принадлежности к тому или другому виду каждой из составляющих. Либо ребёнок играл абсолютно свободно и спонтанно, либо его игрой в том или другом варианте руководили, либо он играл свободно притом или ином сопроводительном участии взрослого, которое могло быть регулярным или эпизодичным. В любом случае это воздействие – воздействие взрослого на игру ребёнка – для играющего ребёнка было внешним. Оно не шло изнутри, из самой игры. Но именно эту возможность – влиять на игру ребёнка из самой игры и при этом абсолютно не уменьшать степень его свободы в игре, игротерапия всегда искала. Было ясно, что такая возможность должна быть заключена изначально в содержании самой  игры, то есть эта желательная направленность должна быть заложена на стадии разработки игры. И заложена не таким образом, что сразу считывается ребёнком как некий требуемый от него аспект назидательности, а заложена очень глубоко, в саму внутреннюю суть игры, да ещё так, чтоб её нельзя было выкинуть или заменить. Именно эта глубокая внутренняя закладка и удалась Мозартике. Ребёнок, играющий в игры Мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил. Конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Таких правил у игр Мозартики нет – то есть, нет никакой внешней директивности ни со стороны отсутствующих правил, ни со стороны присутствующих взрослых. Но направленность есть. Она действительно реализуется на очень ранней стадии создания игры – при построении её образного ряда учитывается диапазон и направленность ассоциаций, которые могут возникнуть у ребёнка. В игре нет хороших и плохих образов, все используемые образы имеют доминирующий позитивный ассоциативный диапазон. При этом каждый образ остаётся чисто художественным, какие – либо даже чисто символические формы назидательности отсутствуют. Для ребёнка это область чистого искусства, просто искусства, изначально расцвётшего в диапазоне возникающих светлых ассоциаций.
Мозартика дает такие результаты, как: гармонизация индивидуальной картины мира, синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением.
Применение на практике выявило, что Мозартика обладает значительным развивающим и реабилитационным потенциалом в работе с детьми с ОНР и ЗПР. В нашем детском саду три группы детей с ОНР и одна группа ЗПР.  Мы охотно используем мозартику в работе с детьми  для развития и закрепления умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости. Нами были разработаны две игры «Создай дом своей мечты» и «Посади сад» . Воспитатели детского сада охотно применяют их в работе с детьми. Объекты для своих игр мы находим в журналах, рекламных буклетах, старых детских книжках, календарях и др. Дети сами охотно вырезают картинки и создают различные интерьеры «сажают»  клумбы. В играх мозартики педагог никак не ограничивает фантазию ребёнка и только он, используя свои творческие
способности может «посадить сад» и  «создать дом своей мечты». Работа по закреплению пространственных понятий и отношений заключается в том , что ребёнок рассказывает как и где он располагал свои объекты по отношению друг к другу (около, за, на, рядом ,под и т.д).

Таким образом,  работа проходит в три этапа:
•    На первом этапе педагог предлагает ребенку игру и дает инструкцию: «Посмотри, это новая игра «Создай дом свей мечты». Построй его».
•    Во время второго этапа ребенок создает собственный вариант дома, причем каждый раз новый вариант отличается от прежнего,  т.к. творческие способности у детей разные.
•    На заключительном, третьем, этапе педагог проводит коррекционную работу. В нашем случае - закрепление умения ориентироваться на плоскости и микропространстве.
Работая с играми мозартики, мы пришли к выводу, что методика дает такие результаты, как: гармонизация индивидуальной картины мира, синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением.
Мозартика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, развитие воображения, умение фантазировать и сочинять.
1.    Джиннот Х.Д., «Групповая терапия с детьми» (теория и практика групповой терапии), М., 2001.
2.     Мустакас К., «Игровая терапия»,изд. «Речь», 2000.
3.     Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я., «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями», М., 2003.
4.    методика применения игровой технологии Мозартика.
5.    Игры
6.     Слайт В., «Игровая терапия в действии».
7.    Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я., «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями», М., 2003.

Просмотров: 917
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Кузьминых Алевтина Егоровна. Ступеньки творчества или развивающие игры
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь