Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)

Как приобщить ребёнка к чтению

Учитель начальных классов, руководитель методического объединения МОУ (Гатчинская гимназия им. К. Д.Ушинского)

Рыбкина Елена Анатольевна

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы, задаем себе вопрос. Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?

Современный мир детской книги очень разнообразен и доступен. Бизнес издательств газетной, журнальной и книжной продукции процветает. Огромными тиражами печатается всё то, что хорошо покупается. Казалось бы, можно только радоваться: значит, читают! Но, думаю, многих из нас волнует не сколько читают, а что читают. Особенно тревожны эти размышления в отношении круга детского и юношеского чтения.

Доктор психологических наук В. Абраменкова проанализировала некоторые современные издания для детей и подростков. Её выводы актуальны и тревожны: <Их содержание представляет особую опасность для подросткового возраста. Можно выделить общее направление воздействия на детское сознание:

  • примитивизация интеллектуального развития детей, "оболванивание";

  • разрушение детско-родительских отношений;

  • возбуждение половых чувств, влечений;

  • низвержение духовно-нравственных заповедей.

/Как защитить своего ребёнка? - М.: Даниловский благовестник, 2002./

Это предупреждение об опасностях, с которыми ребёнок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить родителей и педагогов задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Думаю, главным является не запретительный характер, а просветительный. Осознанный выбор будет главной преградой в наступлении низкопробной печатной продукции.

Одновременно необходимо решать ещё одну проблему. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.

Большую помощь и поддержку в работе педагогов оказало появление общероссийского движения "Молодая Россия читает>. В концепции движения "Молодая Россия читает" названа общая цель работы - воспитание читающей нации. Основными базовыми социальными институтами для реализации программы являются семья, библиотеки, учебные заведения, издатели и распространители печатной продукции, а также общественные организации.

Основные направления деятельности:

  1. Повышение престижа чтения и статуса "Человека читающего" у молодого поколения.

  2. Развитие молодёжных инициатив по поддержке чтения.

  3. Повышение роли школ и библиотек в развитии уровня культуры детей и юношества.

  4. Развитие чтения в семье.

  5. Интернет и чтение юных.

В рамках проекта инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы "Семейное чтение", "Читайка", "Читаем вместе", "Юный краевед", "Крылья". Мы познакомились со всеми журналами, проанализировали их содержание и направленность. Наиболее целесообразно в начальной школе использовать журналы "Семейное чтение" и "Читайка".

Журнал "Семейное чтение" - простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.

Журнал "Читайка" - рассказывает о лучших детских книгах и писателях, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: "Книга - твоя душевная защита". В библиотеке нашей гимназии можно найти все выпуски этих журналов и использовать в работе с детьми и родителями.

Одно из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей гимназии <Формирование основ читательской культуры, направленное на полноценный, личностно - ориентированный выбор младшего школьника".

Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.

Для того чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьёзные шаги в < Страну книг>, чтобы она была интересной, разнообразной, в начальной школе гимназии организован детский клуб любителей чтения <Читайка>. Идею создания клуба мы почерпнули в разработках движения <Молодая Россия читает>.

В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители. Особенно ценной является возможность общения в клубе с интересными людьми, писателями, журналистами, когда появляется возможность индивидуального общения с ребёнком. В основе клубной работы - интеграция различных видов деятельности учащихся, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования.

Цель работы: появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.

Воспитательный процесс в гимназии направлен на создание благоприятной среды, способствующей укреплению здоровья младшего школьника и формирование духовно - нравственной культуры. Это важный фактор в общем и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей во внеурочных формах работы с детской книгой - показатель формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.

Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Учащиеся разных возрастных групп участвуют в проекте <Дарите чтение>. Ученики 3-4х классов проводят встречи-беседы с учениками 1-2 классов, составляют тематические выставки книг. Все желающие могут принять участие в конкурсе <Дарите чтение друг другу>, изготовить рекомендательные подарочные карточки - открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений <Самая, самая интересная книга>.

Взаимодействие детей, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования позволяет использовать активные формы общего и литературного развития младших школьников каждому учителю. Учителя начальных классов в нашей гимназии стараются, воспитать <талантливого читателя>, используя разные формы и методы работы.

Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Родитель, как и ребёнок, учится, читая. Я хочу дать несколько советов, как помочь детям стать хорошим читателем.

Подсказки для родителей

ДА и НЕТ родителей

ДА

  • Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

  • Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

  • Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

  • Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

  • Дарите ребёнку книги.

  • Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

  • Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ

  • Не заставляйте читать насильно.

  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

  • Не заставляйте читать слишком трудные книги.

  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.

Организация чтения дома

Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

  • Найдите спокойное место.

  • Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

  • Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

  • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

  • Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

  • Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.

Просмотров: 702
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Пыстина Татьяна Леонидовна. Книжный рюкзачок проект по продвижению книги и чтения
  • Людмила Шапошникова. Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Пашукова Ксения Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лэпбука для родителей воспитанников ДОУ «Читать книги-хорошая привычка»
  • Скрипникова Анна Павловна. Памятки для родителей и детей для увеличения скорости чтения
  • Канева Ольга Ивановна. «Приемы работы по воспитанию у детей навыков выразительного чтения»
  • Редактор. Влияние чтения стихотворений детям на развитие интеллекта
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'
  • Наталья Булак. Разработка урока литературного чтения 3 класс
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Чалова Ирина Фёдоровна. Урок литературного чтения по теме: Ф.И.Тютчев 'Вешние воды'
  • Гунтина Мария. Конспект урока литературного чтения Тема: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Галушко Олеся Константиновна. Программа «Клуб семейного чтения – Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке»
  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Соколова Людмила Викторовна. Мастер-класс на тему: «Методы и приёмы, формирующие мотивацию к обучению чтения у детей с ТНР»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Уколова Ольга Анатольевна, Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «Мы снимаем поэтический фильм»
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Дудлив Ольга Константиновна. Система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по организации семейного чтения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь