Учитель начальных классов, руководитель методического объединения МОУ (Гатчинская гимназия им. К. Д.Ушинского)
Рыбкина Елена Анатольевна
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы, задаем себе вопрос. Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?
Современный мир детской книги очень разнообразен и доступен. Бизнес издательств газетной, журнальной и книжной продукции процветает. Огромными тиражами печатается всё то, что хорошо покупается. Казалось бы, можно только радоваться: значит, читают! Но, думаю, многих из нас волнует не сколько читают, а что читают. Особенно тревожны эти размышления в отношении круга детского и юношеского чтения.
Доктор психологических наук В. Абраменкова проанализировала некоторые современные издания для детей и подростков. Её выводы актуальны и тревожны: <Их содержание представляет особую опасность для подросткового возраста. Можно выделить общее направление воздействия на детское сознание:
-
примитивизация интеллектуального развития детей, "оболванивание";
-
разрушение детско-родительских отношений;
-
возбуждение половых чувств, влечений;
-
низвержение духовно-нравственных заповедей.
/Как защитить своего ребёнка? - М.: Даниловский благовестник, 2002./
Это предупреждение об опасностях, с которыми ребёнок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить родителей и педагогов задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Думаю, главным является не запретительный характер, а просветительный. Осознанный выбор будет главной преградой в наступлении низкопробной печатной продукции.
Одновременно необходимо решать ещё одну проблему. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.
Большую помощь и поддержку в работе педагогов оказало появление общероссийского движения "Молодая Россия читает>. В концепции движения "Молодая Россия читает" названа общая цель работы - воспитание читающей нации. Основными базовыми социальными институтами для реализации программы являются семья, библиотеки, учебные заведения, издатели и распространители печатной продукции, а также общественные организации.
Основные направления деятельности:
-
Повышение престижа чтения и статуса "Человека читающего" у молодого поколения.
-
Развитие молодёжных инициатив по поддержке чтения.
-
Повышение роли школ и библиотек в развитии уровня культуры детей и юношества.
-
Развитие чтения в семье.
-
Интернет и чтение юных.
В рамках проекта инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы "Семейное чтение", "Читайка", "Читаем вместе", "Юный краевед", "Крылья". Мы познакомились со всеми журналами, проанализировали их содержание и направленность. Наиболее целесообразно в начальной школе использовать журналы "Семейное чтение" и "Читайка".
Журнал "Семейное чтение" - простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.
Журнал "Читайка" - рассказывает о лучших детских книгах и писателях, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: "Книга - твоя душевная защита". В библиотеке нашей гимназии можно найти все выпуски этих журналов и использовать в работе с детьми и родителями.
Одно из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей гимназии <Формирование основ читательской культуры, направленное на полноценный, личностно - ориентированный выбор младшего школьника".
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Для того чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьёзные шаги в < Страну книг>, чтобы она была интересной, разнообразной, в начальной школе гимназии организован детский клуб любителей чтения <Читайка>. Идею создания клуба мы почерпнули в разработках движения <Молодая Россия читает>.
В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители. Особенно ценной является возможность общения в клубе с интересными людьми, писателями, журналистами, когда появляется возможность индивидуального общения с ребёнком. В основе клубной работы - интеграция различных видов деятельности учащихся, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования.
Цель работы: появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.
Воспитательный процесс в гимназии направлен на создание благоприятной среды, способствующей укреплению здоровья младшего школьника и формирование духовно - нравственной культуры. Это важный фактор в общем и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей во внеурочных формах работы с детской книгой - показатель формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.
Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Учащиеся разных возрастных групп участвуют в проекте <Дарите чтение>. Ученики 3-4х классов проводят встречи-беседы с учениками 1-2 классов, составляют тематические выставки книг. Все желающие могут принять участие в конкурсе <Дарите чтение друг другу>, изготовить рекомендательные подарочные карточки - открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений <Самая, самая интересная книга>.
Взаимодействие детей, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования позволяет использовать активные формы общего и литературного развития младших школьников каждому учителю. Учителя начальных классов в нашей гимназии стараются, воспитать <талантливого читателя>, используя разные формы и методы работы.
Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Родитель, как и ребёнок, учится, читая. Я хочу дать несколько советов, как помочь детям стать хорошим читателем.
Подсказки для родителей
ДА и НЕТ родителей
ДА
-
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
-
Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
-
Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
-
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
-
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
-
Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
-
Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
-
Дарите ребёнку книги.
-
Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
-
Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
-
Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
НЕТ
-
Не заставляйте читать насильно.
-
Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
-
Не заставляйте читать слишком трудные книги.
-
Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
-
Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
-
Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
-
Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
-
Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
-
Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.
Организация чтения дома
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
-
Найдите спокойное место.
-
Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
-
Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
-
Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
-
Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
-
Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.
|