Подготовили:
- Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна Учителя – логопеды
- Килина Ирина Юрьевна педагог-психолог
Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга» Кемеровская область, город Киселевск
Формирование навыков правильного, беглого сознательного и выразительного чтения — одна из актуальных проблем учителя – логопеда и педагога – психолога.
Доктор педагогических наук И.Т. Федоренко, исследуя процесс подготовки детей к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым – «трудные» слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую – устранять».
Скачать конспект
Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс формирования навыков чтения. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Учитель — логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.
Деятельность педагога — психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с формированием навыков чтения.
Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно — развивающего процесса.
Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова).
Выделяется пять этапов развития техники чтения:
I этап – начальный (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст);
II этап – развитие кратковременной памяти (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);
III этап – совершенствование внимания и развитие угла зрения (чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);
IV этап – уверенное чтение адаптированных текстов (многократное чтение – убыстрение темпа чтения – чтение отрыва взгляда от текста – переход на незнакомый текст);
V этап – беглое чтение любых текстов (самостоятельное чтение).
Для каждого этапа характерна своя скорость чтения и система упражнений. На каждом этапе используются следующие виды упражнений:
- АУДИРОВАНИЕ, ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧТЕНИЯ ПЕДАГОГА
- ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
- ЧТЕНИЕ В ПАРЕ – тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения.
- ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ – приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.
- МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ – способствует ежедневному накоплению в памяти ребенка зрительных образов слов, учит правильному быстрому и выразительному чтению.
- УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА ЧТЕНИЯ
- ПЕРЕХОД НА НЕЗНАКОМЫЙ ТЕКСТ
- ЧТЕНИЕ С ОТРЫВОМ ВЗГЛЯДА ОТ ТЕКСТА – приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной и умения распределять внимания.
Использование в совместной деятельности данной методики с опорой на важнейшие психофизиологические процессы, позволяют в короткие сроки добиться желаемых результатов по технике чтения.
|