Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского до

«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»

Подготовили:

  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна Учителя – логопеды
  • Килина Ирина Юрьевна педагог-психолог

Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга» Кемеровская область, город Киселевск

Формирование навыков правильного, беглого сознательного и выразительного чтения — одна из актуальных проблем учителя – логопеда и педагога – психолога.

Доктор педагогических наук И.Т. Федоренко, исследуя процесс подготовки детей к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым – «трудные» слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую – устранять».

 

Скачать конспект

Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс формирования навыков чтения. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Учитель — логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность педагога — психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с формированием навыков чтения.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно — развивающего процесса.

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова).

Выделяется пять этапов развития техники чтения:

I этап – начальный (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст);

II этап – развитие кратковременной памяти (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);

III этап – совершенствование внимания и развитие угла зрения (чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);

IV этап – уверенное чтение адаптированных текстов (многократное чтение – убыстрение темпа чтения – чтение отрыва взгляда от текста – переход на незнакомый текст);

V этап – беглое чтение любых текстов (самостоятельное чтение).

Для каждого этапа характерна своя скорость чтения и система упражнений. На каждом этапе используются следующие виды упражнений:

  1. АУДИРОВАНИЕ, ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧТЕНИЯ ПЕДАГОГА
  2. ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
  3. ЧТЕНИЕ В ПАРЕ – тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения.
  4. ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ – приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.
  5. МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ – способствует ежедневному накоплению в памяти ребенка зрительных образов слов, учит правильному быстрому и выразительному чтению.
  6. УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА ЧТЕНИЯ
  7. ПЕРЕХОД НА НЕЗНАКОМЫЙ ТЕКСТ
  8. ЧТЕНИЕ С ОТРЫВОМ ВЗГЛЯДА ОТ ТЕКСТА – приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной и умения распределять внимания.

Использование в совместной деятельности данной методики с опорой на важнейшие психофизиологические процессы, позволяют в короткие сроки добиться желаемых результатов по технике чтения.

Просмотров: 589
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Канева Ольга Ивановна. «Приемы работы по воспитанию у детей навыков выразительного чтения»
  • Побызакова Элла Леонидовна. Развитие навыка осознанного чтения в коррекционной школе 8 вида.
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Дудлив Ольга Константиновна. Система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по организации семейного чтения
  • Скрипникова Анна Павловна. Памятки для родителей и детей для увеличения скорости чтения
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал
  • Редактор. Влияние чтения стихотворений детям на развитие интеллекта
  • Шкиляева Светлана Иннокентьевна. Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы по О.О. речевое развитие Тема: «Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Слепая лошадь».
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Наталья Булак. Разработка урока литературного чтения 3 класс
  • Балашова Вероника Юрьевна. Преодоление трудностей в обучении навыкам чтения у детей с речевыми нарушениями
  • Редактор. Как развить навыки чтения
  • Чалова Ирина Фёдоровна. Урок литературного чтения по теме: Ф.И.Тютчев 'Вешние воды'
  • Килина Ирина Юрьевна Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна. Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Конспект занятия, посвященный Международному дню распространения грамотности Тема: «Хорошо учиться всегда при
  • Ербулатова Надежда Владимировна. Тренажёр 'Работаем над техникой чтения'
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа 'Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте' в условия ФГОС
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Коллерова Светлана Владимировна. 'Зимние мотивы' урок внеклассного чтения в 4 классе
  • Пыстина Татьяна Леонидовна. Книжный рюкзачок проект по продвижению книги и чтения
  • Житина Инна Валериевна. Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Гунтина Мария. Конспект урока литературного чтения Тема: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
  • Соколова Людмила Викторовна. Мастер-класс на тему: «Методы и приёмы, формирующие мотивацию к обучению чтения у детей с ТНР»
  • Ильмукова Елена Генадьевна. Литература. Урок внеклассного чтения. 5 класс. «Золотые правила нравственности»
  • Галушко Олеся Константиновна. Программа «Клуб семейного чтения – Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке»
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «В гостях у сказки»
  • Ларионова Ирина Александровна. Чтение — вот лучшее учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь