Редактор. Влияние чтения стихотворений детям на развитие интеллекта

Читайте детям стихи

«Муха села на варенье...» Все помнят, как заканчивается шутливый стишок. Но мир поэзии безграничен.
В первое путешествие по миру детских стихов можно отправляться уже с новорожденным. Все ритмичное нравится малышам. Видимо, неслучайно народные колыбельные песни, прибаутки, частушки «выдаются» ребенку в виде стихов. Поэтому не пренебрегайте опытом бабушек и прабабушек - используйте детский фольклор.Много веков существовал жанр «пестушки» (пестовать - нянчить, холить) - короткие стихотворные приговоры, сопровождавшие совместные действия мамы и крохи. Просыпался младенец, потягивался, его гладили по животику и нараспев приговаривали: «Потягушечки-нарастушечки, потягунюшки-порастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».Итак, малыш открыл глазки, и вы начинаете с ним разговаривать. А как? О чем? Вот тут-то и пригодятся пестушки, прибаутки, потешки, словесные игры (народные и авторские).



Слушай и смотри

Годовалый ребенок еще не ко всему относится осознанно, но в этом возрасте он постепенно начинает понимать, что ему нравится, а что нет. Ему уже не предлагают слушать, что придется, а читают коротенькие стихи - по его выбору. Вам стоит заранее подготовиться к мысли, что малыш-слушатель проявит индивидуальные особенности характера и темперамента, обнаружит свои предпочтения. Возможно, он не захочет слушать какое-то стихотворение или, наоборот, будет целыми днями таскать с собой книжку и просить почитать именно ее. Тут важно учесть интересы обеих сторон и читать до тех пор, пока процесс всем доставляет удовольствие.После года дети начинают обзаводиться собственными «поэтическими библиотеками». Для этого идеально подходят книжки, изготовленные из твердого картона, с влагостойкими страницами, которые при необходимости можно мыть. Разорвать такую книжку почти невозможно, а пробовать «поэзию» на зуб не возбраняется.Покупая книгу детских стихов, особое внимание обращайте на иллюстрации. Важно, чтобы картинка представляла собой ясный и четкий образ - излишняя пестрота и множество мелких деталей рассредоточивают внимание малыша. Лучше всего, чтобы на странице было всего одно крупное изображение какого-то предмета или живого существа, которые ребенку хорошо знакомы. А полноценные иллюстрации с обилием деталей, лучше приберечь для более позднего возраста, когда малыш созреет для того, чтобы запоминать стихи. Способ разучивания стихов по картинкам окажет ему существенную помощь. Рисунки-подсказки помогут вспомнить сюжет и не перепутать порядок событий. Картинки играют еще одну неоценимую роль: их совместное рассматривание сопровождается телесным контактом мамы с ребенком. Что делать, если вы работаете, а у бабушки или няни нет времени и сил на чтение стихов? Можно развесить по квартире листочки со стихами: около кроватки - про сладкий сон и «серенького волчка», на кухне - про еду и хорошие манеры, в ванной - про нерях и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т. д. Таким образом в поэтическом воспитании ребенка смогут принять участие все взрослые, и веселые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал.

Маленький декламатор

Знание стихов обогащает словарь ребенка, вырабатывает навыки правильного произношения слов и фраз, воспитывает культуру речи. Заучивание стихотворений - испытанный прием развития речи. Когда вы читаете стихи, старайтесь демонстрировать малышу умение регулировать силу голоса и интонационную выразительность. Перед заучиванием стихотворения обратите внимание ребенка на настроение и чувства персонажа, который в нем описан («Зайку бросили, он маленький, ему холодно, его надо пожалеть… Девочка Таня плачет, она мячик потеряла, но все будет хорошо…»). Обращайте его внимание на строчки, в которых часто повторяется определенный звук («Мышонку шепчет мышь…»), читайте скороговорки, рифмованные загадки. Существуют стихи, которые помогают малышу запомнить буквы, цифры, цвета радуги и т. д. Чтобы помочь ребенку выучить несколько четверостиший, лучше действовать личным примером: с увлечением их декламировать. Можно даже несколько театрализовать процесс, превратив чтение и запоминание стихов в игру. - Сложные стихи можно учить вместе и повторять по очереди, друг за другом (ни в коем случае нельзя делать этот процесс скучным и угнетающе обязательным). l Надо создать такой режим работы, чтобы она приносила вам и малышу только радость (никогда не заставляйте ребенка заучивать стихи, если он этого не хочет). - Обязательно делайте перерывы для отдыха. Если видите, что малыш устает, можно начать «играть в стихи» (прочитали стишок «Идет бычок, качается», пусть ребенок покажет, как бычок идет, как качается, как вздыхает).

Мир прекрасного

Ребенок растет, всесторонне развивается - пора переходить от бессмертного «мишки косолапого» к чему-то иному. Теперь стоит вспомнить о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несет в себе хорошая поэзия. Поэтому большое значение имеет выбор стихов, которые малышу предстоит выучить наизусть. Как пишет знаток раннего детства японский ученый Масару Ибука, «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравиться ребенку». Малыш легче запоминает строки, которые ему по душе. Научить детей запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы они хорошо подготовились к обучению в школе, где это придется делать часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира, развитию чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти. (Если хотите узнать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему требуется повторов, чтобы полностью выучить стихотворение из четырех строк.)

ТАТЬЯНА ПОРЕЦКИХ,кандидат филологических наук

Пока ребенок еще совсем крошечный, «РЕПЕРТУАР» нужен соответствующий

Маленькому человечку обязательно нужно читать стихи. Во-первых, так у малыша развивается чувство ритма (притопывайте и прихлопывайте в такт), во-вторых, он постепенно привыкает мыслить образами, у него развивается воображение. Крохе неважно, декламируете вы «Идет коза рогатая» или «Сорока-ворона кашу варила». Важны ритм, ваше настроение и интонация, а главное - ваш телесный контакт с малюткой.

ПРИБАУТКИ И ПОТЕШКИ

- Потягушки

Потягуни-потягушечки
От носиков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем!-

Прыгалка

Раз - подскок!
Два - подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу!

Прибаутка

Почему так хороши
В нашем доме малыши:
Губки - алы,
Зубки - белы,
Щечки - розовы?
Да с мороза мы!

«Комарики»

Ваши два пальца - большой и указательный - комарик, который летает над малюткой, пока вы приговариваете:

Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились
Да в ушко вцепились -
Кусь!

Затем вместо ушка попадется ножка, потом - ручка или щечка… Желательно, чтобы первые три строчки вы читали медленно, полушепотом, а две последние - громко, весело, с азартом. Со временем малыш будет пытаться защититься от этого комарика, прятать скорее носик или губки.Помогите дошкольнику учить стихи
Если ребенок старшего дошкольного возраста испытывает трудности в заучивании стихотворений (явление довольно распространенное), необходимо познакомить его с несколькими методами, облегчающими процесс.

Постепенно увеличиваем объем заучиваемого материала.

Метод позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли не «с первого предъявления». Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения - от начала до конца. Затем заучивается первая строка: взрослый ее читает и просит ребенка повторить (строчку из 4-5 слов несложно повторить даже пятилетнему малышу). Желательно повторить несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторов предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т. д.). Для запоминания это важно, и хорошо, если бы взрослый показал малышу, как это делается.

Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. После паузы просите малыша повторить обе строки - первую и вторую, они также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д. Лучше овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из четырех строк. В этом случае ребенок «обречен» на успех, ему понравится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Переводим словесную информацию в образную форму.

Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с первым - или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, используйте какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т. п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Пересказываем стихи своими словами.

Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"


Просмотров: 533
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Олохова Ирина Леонидовна. Экологический проект на тему «Экономим всё подряд, чтобы не было затрат» — презентация
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Беленова Гульнара. Конспект НОД Тема:'Чтобы зубки не болели'
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект по противопожарной безопасности 'Чтобы не было беды'
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Наталья Мокеева. Консультация для родителей 'Если малыш плохо ест'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь