К 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но ведь наши дети такие разные, и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Например, наиболее распространенный дефект речи дислалию, имеют многие дошкольники. В тоже время в быту распространено мнение, что со временем ребенок, рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершенно напрасно, потому что неправильное произношение — иногда даже забавное — может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что проблемы с речью обязательно отразятся и на успеваемости, в тетрадях могут появиться многочисленные ошибки. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. Ребенок начинает стесняться своего дефекта на уроках, неохотно поднимает руку, отказывается участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь родителей обязательна и ценна. Потому что во — первых, родительское мнение авторитетно для ребенка и во — вторых, только у родителей есть возможность, ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого общения со своим ребенком. Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы с речью, воспользуйтесь практическими советами, они очень просты.
Подберите (посоветуйтесь с логопедом) те упражнения, которые необходимы только вашему ребенку. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Старайтесь, чтобы занятия были регулярными. Нельзя принуждать ребенка заниматься. Подходите к занятиям так, словно собираетесь поиграть. ( «Ну что поиграем с язычком?»), придерживаясь определенных правил.
Обязательно внимательно прочитайте текст и убедитесь, что ребенок правильно понял данное задание, проконтролируйте правильность его выполнения, будьте доброжелательны и терпеливы, не ругайте ребенка за неудачи.
Ежедневно занятия должны длиться не более 15 минут.
У многих детей богатый словарный запас, которым они почти не пользуются. Чаще задавайте ребенку — дошкольнику вопросы — обо всем на свете! «Что ты ел?» — «Кашу»!, А какая она была рисовая или молочная? Горячая или холодная? С маслом или с вареньем? Возможно, в следующий раз он вам сам скажет: «Я сегодня ел горячую вкусную рисовую кашу с вареньем».
Дети должны чаще слушать стихи и запоминать их наизусть. Берите любые детские стихотворения — Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, сказки Пушкина — и вы найдете там массу полезных звуков для детей: жужжание шмелей и ос, журчание ручья, различный шум… Дошколята прекрасно усваивают этот материал: одновременно нужно тренировать мышление и память ребенка. Можно взять картинки с изображением предметов, затем перевернуть их вниз изображением и спросить ребенка, что на них было нарисовано. Когда учите ребенка читать, не говорите ему названия букв — только звуки: «Б», «В», а не «БЭ» и «ВЭ». Если же у ребенка что-то не получается, помогите ему. Объясните ошибки и вместе их исправьте. Не забывайте хвалить своего ребенка. И помните, даже самые короткие занятия обязательно принесут пользу!
Успехов вам в ваших начинаниях!
Елена Макаренко
Учитель-логопед
ст. Крыловская, Крыловский район,
Краснодарский край.
|