Цель: Содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями до того, как они возникнут; приобретению родителями уверенности в своих силах.
Ход собрания.
Ведущий начинает собрание со слов: «Здравствуйте уважаемые родители, как мы рады видеть всех вас. Сегодня родительское собрание будет не совсем обычное, мы будем работать активно все и сообща. Тема нашего заседания «Как слушать ребенка». Для начала мы проведем небольшую разминку. Прошу всех родителей выйти на более свободный участок в группе.
Разминка «Перемены». Цель: создание обстановки, чтобы все участники почувствовали себя свободно, расковано.
Ход: Предложить родителям встать в общий круг, а затем поменяться местами с тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого трое детей) и пр. В конце обратить общее внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.
Ведущий: «Вижу, что все немного расслабились, и я вам предлагаю выполнить следующее задание. Рассчитайтесь по номерам – на «первый», «второй», «третий», - а затем соберитесь в группы по номерам (все первые, все вторые, все третьи). (Разбивка участников на малые группы – это способ создать подгруппы для обсуждения, решения проблемы).
Ведущий: «У нас получилось 3 подгруппы. Давайте каждая подгруппа сядет за отдельный стол, и будет решать поставленные проблемы сообща, вынося свои решения».
Ведущий. Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать.
Что же значит – активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.
Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трёхлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».
Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».
Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
Ведущий: «Послушайте задание: подгруппе под №1 нужно подобрать фразу, в которой родитель называет чувство ребенка к 1-ой ситуации; подгруппа под №2 ко 2-ой ситуации и соответственно подгруппа под №3 к 3-ей ситуации.
Ответы: 1 подгруппа: - Ну, ничего, поиграет и отдаст…
2 подгруппа: - Как это ты не пойдешь в школу?!
3 подгруппа: - Перестань капризничать, вполне приличная шапка.
Ведущий. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчёт.
Вот послушайте следующую ситуацию, и на примере этой ситуации вы попробуете изменить фразы к вашим заданиям.
Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-другому. «Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».
В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.
Ведущий. Даю каждой подгруппе 5 минут на обсуждение и поправки своих ответов. Также предлагаю обыграть ситуации из заданий.
1 подгруппа. Сын: Он отнял мою машинку!
Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.
2 подгруппа. Сын: - Больше я туда не пойду!
Папа: - Ты больше не хочешь ходить в школу.
3 подгруппа. Дочь: - Не буду я носить эту уродскую шапку!
Мама: -Тебе она не очень нравится.
Ведущий: - Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?
Группа: - Эти ответы, показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышав о ней принять её.
Ведущий: - Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.
Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
Дочь: У-у-у!
Мама: Миша тебя обидел…(Пауза).
Дочь (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!
Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась… (Пауза).
Дочь (переставая плакать, но всё ещё обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.
Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала… (Пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
Дочь (уже спокойно): Да… Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).
Мама (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.
Дочь: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…
Ведущий: - Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте подумаем, какие и сформулируем.
Группа: 1. При беседе повернуться лицом к ребенку.
2. При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном уровне.
3. Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).
Перерыв. Просматривание фотографий детей на стенде «Наша жизнь в детском саду» (5мин).
Ведущий: - Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).
Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).
Ситуация и слова ребенка
|
Чувства ребенка
|
Ваш ответ
|
- (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось».
- (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»
- (Старший сын - маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».
- (Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».
- «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение мультфильма!».
|
Огорчение, обида.
|
Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
|
Группа: (возможные ответы родителей)
- Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
- Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
- Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
- Очень досадно…
Ведущий: - Вот и подошло наше заседание к концу. Я хочу поблагодарить каждого. Наверное, каждый из вас почерпнул для себя что-то новое, надеюсь, что многие будут применять правила, которые мы с вами выделили. А в завершении я хочу дать вам небольшое задание.
Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Ведущий: - На этом мы прощаемся с вами, до-свидания.
Используемая литература: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? «Издательство Астрель», 2006. 2. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. – М., 2001.
Автор: Алекинова Ольга Владимировна –заместитель заведующего МДОУ детский сад № 73 «Дельфин»г.Тольятти
|